Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Поддержка студенческого предпринимательства в зарубежных университетах. Стимулирование студенческого предпринимательства и создание спин - офф компаний шадова з.х.,кошиева з.р.,talaat hassan

системы. 5. Разработка и реализация новых учебных планов на основе введения стандартов 3-го поколения будет способствовать разработке системы образовательных кредитов. 6. Сопоставление с учебным планом будет препятствовать включению в расписание второй дисциплины по выбору.

На выходе процесса «Реализация основных образовательных программ» - специалист, обладающий определенной квалификацией. Документация, которая устанавливает требования к результатам: государственный образовательный стандарт, где определено, что должен знать и уметь специалист; положение об итоговой аттестации студентов; методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы. Результирующие документы: протоколы проведения государственной аттестации студентов; журналы регистрации дипломов; приложение к годовому отчету академии по дипломам, справка региональной службы занятости о наличии или отсутствии выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

Опрос потребителей позволил выявить основные требования к выходам процесса: соблюдение государственного образовательного стандарта; владение выпускниками необходимыми навыками; возможность найти работу по специальности; компенсация затрат, осуществление планов; обеспечение потребностей рынка труда; обеспечение процесса воспроизводства рабочей силы.

Аттестация образовательного учреждения представляет проведение оценки соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Рособрнадзор принимает решение о степени соответствия результатов реализации академии основной образовательной программы, установленным условиям аттестации образовательного учреждения. В процессе проверки основное требование предъявляется к минимуму содержания дисциплин, уровню и качеству их освоения (2, с.86).

В качестве результата, с точки зрения потребителей, академии и государства, можно рассматривать только положительные итоги, кроме того, подтвержденные положительными данными тестирования при государственной аттестационной экспертизе, поскольку они свидетельствуют о выполнении государственного образовательного стандарта и сохранении соответствия качества образования академии.

Уровень качества образования в академии соответствует требованиям, которые установлены государственными образовательными стандартами, что отвечает интересам всех заинтересованных сторон, прежде всего, государства. Соответствие требованиям государственных образовательных стандартов позволило провести аккредитацию НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и продолжить дальнейшее обучение студентов.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - www.normacs.ru . - 17.04.2009. - 15:47:02. - 46.с.

2. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 2007 году: аналитический отчет. - М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. - 260 с.

3. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. - М.: Центр государственной аккредитации, 2003. - 176 с.

4. Степаненко Д.М. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России // Проблемы современной экономики. - 2009. - №4(32).

5. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 274 с.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Г.А. Резник,

заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Статья посвящена вопросу вовлечения студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Делается вывод о том, что политика государства должна способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, малый бизнес, бизнес-инкубаторы

ББК У24(2)05я73+У9(2)-13(2Р)я73

Современный этап развития России характеризуется масштабностью процессов информатизации, созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Конечным результатом этих изменений, осуществляемых в экономике страны, должно стать формирование инновационной экономики - гибкой, динамичной, кардинально меняющей экономические основы жизнедеятельности людей. Эти изменения в экономике обуславливают приобретение рабочей силой новых качеств, таких, как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, высокая технико-технологическая культура, способность к перемене профессии и вариантному

использованию своей способности к труду. Инновационная экономика требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы является широкое вовлечение студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Молодежная, в том числе, студенческая предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики, ведь

талантливая молодежь, способная генерировать идеи, всегда являлась источником инноваций.

На решение этой задачи нацеливает подписанный президентом ДА Медведевым и принятый Госдумой закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях (август 2009 г.)

Практика показывает, что развитие предпринимательства для подавляющего большинства вузов в нашей стране пока не стало приоритетной задачей. И для объяснения этого есть целый ряд объективных причин, среди которых чрезмерная загруженность студентов, обязательность посещения занятий, а порой и излишняя опека родителей. Серьезным препятствием является дефицит квалифицированных преподавателей, имеющих наряду с хорошей теоретической подготовкой опыт предпринимательской деятельности. Как правило, преподавательский состав в вузе, в том числе и на выпускающих кафедрах, в своем большинстве формируется из числа выпускников сразу же после окончания вуза, прошедших обучение в аспирантуре и не имеющих достаточного практического опыта работы, в том числе и в сфере бизнеса. Степень кандидата наук порой не свидетельствует о способности преподавателя генерировать инновационные идеи и умении доводить их до практического внедрения, вовлекая в этот процесс одаренную молодежь.

Развитие студенческого предпринимательства зависит не только от роли самого вуза, но и от целого ряда проблем, которые должны решаться государственными структурами. Среди них: несовершенная система налогообложения, отсутствие специальных мер государственной поддержки и административные барьеры, отсутствие эффективных механизмов финансовокредитной поддержки. Нерешенность этих проблем сдерживает инициативу молодых людей, тормозит реализацию их потенциальных предпринимательских способностей.

В то же время во многих зарубежных университетах студенческое предпринимательство - это естественный процесс. В ведущих мировых университетах таких, как Кембридж, Оксфорд или Массачусетский технологический институт этот процесс хорошо отлажен. Там давно сформировано понимание того, что предпринимательство - один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов. Интересный опыт накоплен во Франции. Есть, например, специальные объединения, которые осуществляют трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий: от создания виртуальных проектов до поддержки и сопровождения реальных предприятий.

В некоторых зарубежных странах широко развита практика привлечения специалистов-практиков к разработке учебных программ по востребованным на рынке труда специальностям с ориентацией на формирование необходимых компетенций. К примеру, одна из ведущих европейских бизнес-школ ^Ии1о de Empresa (1Е) основана испанскими бизнесменами и ее программы в первую очередь нацелены на обучение молодежи предпринимательству. Основной блок дисциплин (80%) в школе преподают представители академической среды и 20% - практики, а элективные курсы (например, трейд-маркетинг, между-

народные стандарты бухучета и т.п.) обычно ведут только представители бизнеса .

Ассоциации европейских школ бизнеса, по сути, выполняют заказ на подготовку специалистов со стороны бизнеса, во взаимодействии с ассоциациями, занимающимися вопросами качества образования, вырабатывая стандарты, учебные планы, т.д.

Кроме того, в развитых странах Западной Европы вузы стимулируют высокую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, привлекая в магистратуру и аспирантуру лучших выпускников других вузов. Более того, они часто нанимают преподавателей из числа магистрантов и аспирантов других вузов, либо из бизнес-среды, т.е. препода-вателей-практиков. В лучших европейских вузах студенческая мобильность предполагает возможность данных субъектов рынка высшего профессионального образования применять имеющиеся знания и навыки в предпринимательской деятельности, т.е. заниматься малым и средним бизнесом в процессе образовательной деятельности .

Платформой развития практической предпринимательской деятельности среди студентов высших учебных заведений может послужить тенденция, сформировавшаяся в последние годы, когда большинство студентов стремится найти работу уже во время обучения в вузе. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство студентов считают обучение в вузе лишь необходимостью получить диплом о высшем образовании, что, по их мнению, является престижным. Реальную же конкурентоспособность на рынке труда многие студенты связывают с наличием опыта работы в какой-либо сфере. Необходимость поиска работы во время обучения в вузе обусловлена также стремлением студентов самостоятельно зарабатывать на жизнь и приобрести практические навыки для успешного продвижения по карьерной лестнице в будущем (рис.1).

чтобы получить практические навыки по будущей профессии

чтобы зарабатывать на жизнь

Рис. 1. Причины совмещения работы и учебы студентами российских вузов

Значительная часть студентов связывает поиск работы с трудоустройством в преуспевающую компанию, а не с открытием собственного бизнеса, поскольку для этого требуются значительные финансовые вложения, наличие профессиональных

□ мало времени остаётся на учёбу

□ что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает

□ «успеют ещё наработаться»

□ другое

Рис. 2. Причины отрицательного отношения населения к совмещению студентами российских вузов работы и учебы

компетенций и свободного от учебы времени. Такие данные получены в результате проведенного нами исследования в вузах г. Пензы в 2008-2009 гг., целью которого было изучение отношения студенчества к проблеме совмещения учебы и работы. Студенты связывают совмещение работы и учебы с повышением шансов на рынке труда.

В то же время, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), многие россияне (24%) отрицательно относятся к совмещению учёбы и работы, аргументируя свою позицию тем, что у студентов мало времени остаётся на учёбу, вследствие чего они не обладают значительным уровнем знаний (42%); что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает (32%) и, кроме того, такая нагрузка вредит здоровью (8%) (рис. 2) .

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности среди студентов наталкивается на ряд проблем, в частности, снижение качества обучения, вызванное отсутствием у работающих или занимающихся своим бизнесом студентов необходимого времени для посещения учебных занятий.

С одной стороны, необходимо мотивировать студентов на поиск работы и открытие бизнеса, развитие их профессиональных компетенций и повышение конкурентоспособности на рынке труда; с другой - необходимо повышать и качество образования за счет усиления теоретической подготовки студентов, что предполагает ежедневное посещение лекций и семинаров.

Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие интеграции вуза и предприятий, предполагающей совместное планирование учебного процесса (когда руководители предприятий активно участвуют в формировании учебных программ вуза, тематики научно-исследовательских и проектных работ, организуют производственную практику студентов, привлекаются к преподаванию и проведению в вузе исследований и прикладных разработок.), а также развитие на территории университетов бизнес-инкубаторов, оказывающих значительную поддержку малому предпринимательству на разных этапах его становления и развития посредством предоставления комплекса необходимых консалтинговых, юридических и др. видов услуг.

Работающий студент - это своего рода связующее звено между рынком труда и вузом. Он привносит на рынок труда те ценности, которые приобретаются им в процессе учебы (культуру общения, инновационное мышление, высокую нравственность, и т.п.), а в студенческую среду - практические навыки, полученные в процессе трудовой деятельности, способствуя тем самым сближению вузов с практической деятельностью и реалиями современного общества.

Что же может сделать вуз для развития студенческого предпринимательства? При всех существующих проблемах решать задачу приобщения студентов к предпринимательству нужно и можно. Об этом свидетельствует опыт Пензенского государс-

твенного университета архитектуры и строительства. Так, уже много лет студентам старших курсов различных специальностей читаются спецкурсы «Основы предпринимательства», «Теория бизнеса», «Технология карьеры в рамках которых студенты осваивают теоретические основы предпринимательской деятельности. Для студентов экономического профиля разработан и уже многие годы внедряется практический модуль системы интенсивного введения в специальность, который предусматривает разработку и постоянное использование еженедельника студента, плана жизни и карьеры, подготовку и защиту курсовой работы «Моя карьера», бизнес-практику «Технология карьеры», разработку и использование профессионального резюме для получения рабочего места. Кроме того, уже много лет в рамках Института экономики и менеджмента функционирует самоуправляемый Институт студенческих лидеров, где более 20 студенческих фирм реализуют себя в рамках факультетов «Деловое администрирование», «Менеджмент в бизнесе», «Менеджмент в науке», «Менеджмент в культуре» и др. . Практика показывает, что все эти меры в комплексе способствуют успешному продвижению выпускников по служебной лестнице и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Формированию экономического мышления и навыков предпринимательской деятельности в значительной мере способствует используемые нами в учебном процессе деловые игры, в частности, «Никсдольф Дельта», в процессе которой участники получают новые знания и навыки в области предпринимательства и применяют их на примере управления типовой версией бизнеса. Развитию предпринимательской активности в значительной мере способствует и получение второго высшего экономического образования, формируя рыночное экономическое мышление.

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества, которое позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, с другой - способствовать формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а также обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее. Поэтому развитие студенческого предпринимательства должно занять особое положение в системе государственной молодежной политики. Реализация разработанной в России Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи, в том числе студенческой, в сферу бизнеса должно способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Литература

1. Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», август 2009 г.

2. http//www.rian.ru/edu analysis/20090811/180488805.html

3. Салми Д. Российские университеты в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. - 2007. - №3. - С.5-45.

4. Резник Г.А. Савенкова Ю.С. Формирование программы лояльности как фактор конкурентоспособности вуза // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №2.

5. Полезно ли совмещать учебу с работой. - (информационный портал www.ubo.ru)

6. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии учебы и профессиональной карьеры. - М.: Инфра-М, 2010. - 475 с.

Наличие собственного успешного бизнеса за рубежом – это мечта многих. Не удивительно, ведь предпринимательская деятельность и открытие собственного дела позволяет человеку не только проявить себя и удовлетворить свои амбиции, но и заработать большие деньги.

Однако в условиях современной глобализации и высокой конкуренции ведение предпринимательской деятельности требует наличия не только стартового капитала и бизнес-плана, но и качественных актуальных знаний и навыков, которые дадут возможность правильно распределить этот капитал и развить свою бизнес-идею в функционирующее предприятие, приносящее доход. Иными словами, современному предпринимателю сложно обойтись без профильной подготовки и знания целого ряда бизнес-дисциплин – от бухгалтерского учета до маркетинга.

Именно этим объясняется популярность во всем мире предпринимательского бизнес-образования, которое дает студентам все навыки для открытия и развития своего дела.

Почему стоит изучать предпринимательство?

Предпринимательство – ключевой двигатель экономики

Малый бизнес, созданный предпринимателями, является ключевым двигателем экономики и обеспечивает большинство рабочих мест. Будучи важнейшим свойством рыночной экономики, предпринимательство, как сфера деятельности, объединяет инициативных и амбициозных людей, многие из которых уходят в крупный бизнес, политику, экономику и развивают собственное дело на местном, национальном и глобальном уровне.

Всестороннее бизнес-образование

Бизнес-школы университетов мира предлагают студентам множество общих и узконаправленных программ обучения, при этом именно курсы в области предпринимательства можно назвать наиболее целостными и всесторонними. Нацеленные на индивидуальное личностное, лидерское и предпринимательское развитие каждого студента, эти курсы включают в себя самые разные дисциплины, от экономики и финансов до работы с людьми и управления.

Практическая подготовка к открытию собственного дела

Еще одно выгодное отличие учебных программ в области предпринимательства – это практическая подготовка, которую они дают. Выпускники этих курсов отмечают, что большинство других программ бизнес-школ готовят сотрудников для уже существующих компаний, не знакомых с реалиями процесса открытия собственного бизнеса. В отличие от них, программы для будущих предпринимателей не только объединяют всевозможные дисциплины, но и дают отличную подготовку к открытию, ведению и развитию своего дела в актуальных условиях.

Предприниматель учится и развивается всю жизнь

Сфера предпринимательства и бизнес-инноваций не стоит на месте, а находится в процессе постоянного динамичного развития. Для того чтобы «оставаться на плаву» успешные предприниматели обязаны также постоянно развиваться, получать новые знания и навыки. Получение качественного начального предпринимательского образования даст вам прекрасный жизненный и профессиональный старт, вдохновит вас на дальнейшее развитие и совершенствование.

Вы научитесь «понимать» деньги

Как бы ни сложилась ваша дальнейшая карьера, опыт изучения предпринимательства даст вам знания, которые в любом случае пригодятся в жизни. В первую очередь, вы научитесь «понимать» деньги, что даст вам ценнейшие навыки правильного расчета личных финансов, организации счетов, понимания финансовых процессов и многого другого. При этом углубленное знакомство с различными бизнес-дисциплинами позволит вам, при желании, не открывать собственное дело, а устроиться на работу в одну из существующих компаний.

Специализации

Изучая предпринимательство в зарубежных университетах, вы можете получить одну из следующих общих и узких популярных специализаций:

Процесс и стоимость обучения

Обычно программы в области предпринимательства и бизнеса за рубежом предлагаются на базе университетских бизнес-школ или факультетов менеджмента и финансов.

Начальные знания в сфере предпринимательства и бизнеса можно получить за счет среднего специального образования или подготовительных программ Foundation, выбрав соответствующую специализацию.

Студенты изучают общие бизнес-дисциплины в течение 3-4 лет на уровне бакалавриата, после чего могут продолжить обучение на академических или исследовательских программах магистратуры (1-2 года) и докторантуры (от 2 лет).

Курсы в области предпринимательства предполагают изучение широкого ряда дисциплин, знание которых необходимо для открытия, ведения и развития своего бизнеса. Среди них – управление и работа с людьми, финансы и бухгалтерский учет, бизнес-инновации и предпринимательство, экономика, иностранные языки и т.д.

В рамках некоторых программ бакалавриата и магистратуры студенты также осуществляют индивидуальную или групповую работу над созданием собственного стартапа и бизнес-плана, а исследовательские курсы предполагают проведение исследований в сфере бизнеса и предпринимательства.

Доступные программы ассоциата в области предпринимательства предлагает американский ($6,800 в год), доступные программы бакалавриата предлагает ирландский ($7,622 в год), а программы магистратуры - ($5,417 в год).

Более дорогостоящее образование в области предпринимательства, бизнеса и управления можно получить в британском ($26,650 в год), австралийском ($27,840 в год) и американском ($44,400 в год).

Возможности для предпринимательской деятельности за рубежом

Многие студенты получают высшее предпринимательское образование с целью создания собственного стартапа и открытия своего бизнеса за рубежом. Стоит учесть, что для разных стран характерны разные условия ведения бизнеса для иностранных предпринимателей. Рассмотрим несколько примеров стран с благоприятным климатом для предпринимателей…

Новая Зеландия

Новая Зеландия – это страна с благоприятными условиями для бизнеса, а также одна из самых некоррумпированых стран мира. Здесь можно получить предпринимательскую визу Entrepreneur Work Visa, которая действует в течение 3 лет и позволяет открыть свое дело.

Для получения визы нужно представить справку о несудимости и продемонстрировать готовность инвестировать в свой бизнес. Помимо невысоких налогов, стоит также отметить наличие в Новой Зеландии большого количества инвесторов, поддерживающих перспективные стартапы. Лучшие перспективы развития в Новой Зеландии ожидают бизнес в сфере ИТ, экологии и переработки мусора, туризма, сельского хозяйства и образования.

Великобритания

Иностранцы составляют около 20% от общего числа предпринимателей в Великобритании. Ежегодно условия ведения бизнеса в стране улучшаются, в будущем страна планирует частично освободить компании от госпошлин и сократить налог на прибыль предприятий с 20% до 18%.

Иностранцы могут получить британскую предпринимательскую визу Tier 1, имея £50,000 на инвестиции в свой бизнес или заручившись поддержкой частных или государственных организаций. Перспективными направлениями для развития своего дела в Великобритании являются сферы технологий, экологии, кулинарии и т.д. При этом тремя лучшими британскими городами для развития стартапов признаны Лондон, Бристоль и Оксфорд.

Гонконг

Будучи одним из лидеров торговли в Азии, Гонконг также отличается одной из самых открытых и интернациональных экономик в мире. Один из главных плюсов ведения бизнеса в стране – это низкий налог на прибыль, который составляет 16,5%.

Открытие своего дела в Гонконге занимает около месяца, а стать предпринимателем в стране может каждый иностранец старше 18 лет при условии наличия секретаря, являющегося резидентом страны. Для получения предпринимательской визы в Гонконг необходимо представить свой бизнес-план, продемонстрировать наличие финансов на содержание бизнеса и доказать экономическую пользу своего стартапа.

Для поддержки студенческого предпринимательства в Университете ИТМО проводят мастер-классы, акселерационные программы и конкурсы проектов. Многие российские вузы тоже осознают, что университет нового поколения должен быть предпринимательским. Но как продвигают студенческие стартапы коллеги из-за рубежа? Мы попросили иностранных экспертов из вузов Дании и Финляндии рассказать о том, как устроена инновационная инфраструктура в их вузах.

Ян Уве Вольф , директор научно-образовательного центра в области строительства, VIA University college (Дания)

В VIA University college обучается более двадцати тысяч студентов, я представляю только один из кампусов в пять тысяч студентов, в котором сосредоточено наибольшее количество международных программ и активностей. Здесь мы обучаем, к примеру, информационным технологиям, инженерным наукам, бизнес-дисциплинам. Две из пяти тысяч студентов приехали учиться в Данию из 52 стран мира. Мы составляем образовательные программы таким образом, что предпринимательство и инновации становятся не просто предметом изучения, — студенты используют эти навыки и в рамках остальных курсов.

Дело в том, что перед любыми вузами — неважно, датскими, финскими или российскими — стоит одна проблема: мы готовим людей работать по профессиям, которые, возможно, еще не существуют. Несколько лет назад в Нидерландах провели исследование, согласно которому топ-10 профессий 2010 года в 2002 году еще не существовали, и эта статистика будет только подкрепляться. Поэтому мы стараемся дать студентам компетенции, которые помогут решать широкий круг проблем, большая часть которых еще не определена. Научить их навыкам, которые, возможно, не имеют ничего общего с инженерией или IT.


В VIA University College у нас есть инкубационный центр общей площадью в 8 тысяч квадратных метров, в этом году там расположилось более 50 компаний на ранней стадии развития. Здесь студенты могут попробовать свои силы, поработать в этих компаниях, те рассматривают их как потенциальных сотрудников, и в комплексе это помогает научить студентов мыслить разносторонне.

Я впечатлен инновационной инфраструктурой Университета ИТМО, но мне кажется, что вы стараетесь привить студентам инновационный тип мышления только в рамках магистерских и аспирантских программ. Мы делаем это уже на стадии базовых образовательных программ, во втором семестре четвертого курса. Мне кажется, что это необходимо делать как можно раньше, и в первую очередь это важно для тех, кто не собирается строить карьеру в науке. А университетская среда должна поддерживать этот процесс.

Лаури Тенхунен , исследовательский центр в области умных сервисов, Университет прикладных наук HAMK (Финляндия)

В нашем вузе мы стараемся использовать современные методы образования, привить студентам больше ответственности: чем активнее они будут, тем больше возможностей они смогут реализовать, и тем вероятнее они построят собственный успешный бизнес. Мы реализуем массу проектов, финансируемых сторонними источниками, например, Евросоюзом, и студенты тоже могут принимать в них участие. Есть разные международные программы, посвященные проектной деятельности. Наша главная цель — не только дать студентам механизмы для создания высокотехнологичного производства, но и выстроить полноценную инфраструктуру с привлечением представителей малого и среднего бизнесов, которые, в свою очередь, также могут нанимать студентов для участия в своих проектах.


В нашем университете семь кампусов, и в каждом есть свой бизнес-инкубатор. Кроме того, есть кооператив — туда они могут обращаться, если пока не готовы строить свою компанию, но хотят продавать свои услуги или учиться предпринимательству на практике. Некоторые из этих сервисов используются для обучения, но студенты могут обращаться к ним и самостоятельно.

Ключ к успешному развитию студенческого предпринимательства — информация. К сожалению, крупный бизнес, как правило, редко обращается к университетам. У нас, например, десятки партнеров среди университетов и институтов Европы, в том числе в России, и я считаю, что предпринимателям нужно обращаться к этой сети — в каждом из них есть контактные лица, которые готовы помочь.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова


Ключевые слова

студенческое предпринимательство, инновационное развитие, высшее учебное заведение (вуз), спин-офф компании, стимулирование, student entrepreneurship, innovative development, a higher educational institution (high school), spinoff companies, fostering

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Внимание концентрируется на тех студентах, которые создают новые компании для коммерциализации своих знаний, которые они приобрели на протяжении всего процесса обучения в университете. В этой статье рассматривается, во-первых, важность студенческих спин-офф компаний. Во-вторых, выявляются различные и основные аспекты студенческого предпринимательства. В-третьих, вводиться модель для повышения уровня студенческого предпринимательства в университете. В-четвертых, определен ряд принципов, построения данной модели. В-пятых, разработаны рекомендации, чтобы стимулировать администрацию университета использовать менеджмент, основанный на результатах, направленный на повышение уровня студенческого предпринимательства.

Текст научной статьи

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Однако существует риск, что политика, стимулирующая предпринимательскую деятельность в университете, может упустить ключевые научные идеи. За последние годы появилось достаточно большое количество литературы по студенческому предпринимательству различной направленности, что усложняет для вузов процесс разработки эффективной политики. Поэтому студенческие спин-офф компании представляют интерес для всех прогрессивно мыслящих вузов, а особенно для тех, которые поддерживают научные исследования и обучающие программы в области предпринимательства. Создаваемые компании являются неоспоримым доказательством того, что студенты приобретают реальные предпринимательские навыки во время обучения в университете. Кроме того, студенческие спин-офф компании содействуют региональному экономическому развитию, коммерциализации знаний, помогают вузам достичь своей основной миссии, и увеличить рентабельность инвестиций в НИОКР. Спин-офф компании представляют собой фирмы-отпрыски, выделяющиеся из материнской компании с целью самостоятельной разработки, освоения и внедрения на рынок нового продукта или технологии. Фирмы такого рода чаще всего создаются посредством преобразования подразделения компании в самостоятельную фирму . За счет преимуществ, предоставляемых спин-офф и спин-аут компаниями университеты и исследовательские организации получат положительный экономический, социальный, инновационный эффект от деятельности таких компаний . Спин-компании основываются на базе технологии или разработки, созданной материнской компанией с одной целью - внедрить объект научно-исследовательской деятельности на рынок. Существует ряд причин, почему важно развивать студенческое предпринимательство: 1. Студенческие спин-офф компании являются конкретным доказательством того, что университет является актуальным, современным и конкурентоспособным. А это в свою очередь способствует привлечению талантливых студентов, преподавателей, партнеров и доноров; созданию частных и государственных инвестиций; и укреплению региональных и международных связей. 2. Способствует экономическому развитию региона, где расположен университет. Создаются рабочие места (в том числе рабочие места для студентов и наукоемкие рабочие места), происходит диверсификация местной экономики, привлечение инвестиций. 3. Помогает университетам в выполнении своих ключевых задач исследования, обучения и развития. Студенческие спин-офф компании помогают факультету проанализировать, что полезно для обучения студентов, и повышают осведомленность о практической ценности проведенных исследований университета. 4. Повышает доходность государственных инвестиций в университетские НИОКР. Качественное образование вкупе со студенческим предпринимательством способствуют повышению уровня предпринимательской активности в университете, которое в свою очередь увеличивает результативность и доходность от НИОКР. Следует отметить, что спин-офф компании могут быть созданы студентами любого факультета в университете. Эти компании действуют независимо от университета; они имеют свою собственную юридическую, техническую, так и коммерческую структуру. Студенческие спин-офф компании могут получить доход от: - новых продуктов, услуг, технологий, инструментов и решений; - нового качества товаров; - создания новых методов производства; - открытия новых рынков; - нахождения новых источников поставок сырья и материалов; и - новых организационных форм. Можно определить шесть моделей, которые влияют на количество предпринимателей из числа студентов в университете в определенный момент времени (зависимая переменная). А и Б: Студенты используют университетские знания для развития своих возможностей в рамках университета. Объем знаний, доступных студентам, выражается в виде произведения двух факторов: общего запаса знания, имеющегося в университете и та часть знаний, которую университет позволяет студентам коммерциализировать. Если политика университета в области предпринимательства даст все права на университетский запас знаний студентам, то количество предпринимателей из числа студентов и число студенческий компаний, скорее всего, увеличится. В: Сравнивая прогнозируемые доходы от предпринимательства и ожидаемую заработную плату от работы по найму внутри или вне университета, если прибыль будет выше заработной платы, будет выше число студентов готовых открыть свои компании. Г: Студентам необходимо развивать три основные возможности предпринимательства: определять и распознавать свои возможности, приобретать ресурсы, и продвигать свое предприятие. Чем сильнее предпринимательский потенциал студентов университета, тем скорее увеличивается количество студентов, открывающих свое дело. Д и Е: Можно выявить основные барьеры для предпринимательства, которые могут быть сгруппированы в две категории: барьеры, создаваемые университетом и региональные барьеры. К числу университетских барьеров можно отнести отсутствие социальной поддержки студенческого предпринимательства, противоречие между академическими и коммерческими результатами, отсутствие людей с опытом ведения бизнеса и коммерческих навыков. Среди региональных барьеров предпринимательства, можно отметить нормативные, правовые, административные, трудовые, финансовые и партнерские обременения. Например, в некоторых регионах, студентам-предпринимателям нужен один день для регистрации компании; в других регионах нужно 20 недель. В некоторых регионах требуют квалификации или бизнес-план, заверенный бизнес-экспертом, подтверждающие жизнеспособность компании. В некоторых регионах, студенты не имеют доступа к банковским и товарным кредитам. На количество предпринимателей из числа студентов в университете положительно влияют: - образовательная база в университете; - доля знаний, которые студенты могут коммерциализировать; - ожидаемая прибыль; - индивидуальные предпринимательские способности студента. Рисунок также показывает, что чем больше университетских и региональных барьеров для предпринимательства создается, чем меньшее количество предпринимателей из числа студентов. Существует также ряд принципов, которые могут быть использованы при разработке политики университета для увеличения количества спин-офф компаний, созданных студентами университета. Эти принципы сгруппированы по шести факторам (таблица 1). Таблица 1 Принципы стимулирования студенческого предпринимательства в университете Направление Принципы A.Увеличение образовательной базы - Привлечь и удержать продуктивных исследователей с факультета, имеющих бизнес-опыт, которые могут увеличить образовательную базу, которые можно использовать в коммерческих целях. - Обеспечить наставников для студентов, чтобы помочь определить и укрепить способности. - Отличать знания, которые повышают существующую практику по сравнению с теми, что разрушают ее. Б.Увеличение части знаний, которые студенты могут коммерциализировать - Дать студентам возможность коммерциализировать большую часть знаний. - Отделить процесс создания спин-офф компаний от научных исследований и преподавания. В.Увеличение превышение доходов от предпринимательства от возможной заработной платы -Предоставить студентам, занимающимся предпринимательством стипендии, используя тот же уровень поддержки, используемый для обеспечения учебного процесса и исследовательские стипендии. - Оказывать финансовую поддержку студентам для реализации реальных возможностей. - Анализировать существующие возможности и предоставить студентам конструктивную обратную связь при продвижении своих возможностей. - Обеспечить доступ для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов. - Предоставить инструменты, чтобы определить и укрепить возможности. - Помощь в получении внешних ресурсов. Г.Повышение индивидуальных способностей - Обеспечить практическое обучение и наставников для развития потенциала по выявлению и уточнения возможностей, привлечение ресурсов, и продвижению предприятий. - Помогать налаживать связи студентов с предпринимателями. Д.Снижение университетских барьеров - Повысить уровень осведомленности о льготах для студенческого предпринимательства региона, университета и факультета. - Обеспечить пространство для сотрудничества студентов. - Установить четкий и благоприятный процесс создания спин-офф компаний. - Определить характер и срок создаваемых спин-офф компаний на базе университета. - Больший упор на результаты от инвестиций, чем на отслеживание инвестиций в деятельности. - Ликвидировать неравенство по признаку пола, возраста, расы, здоровья и религии. Е. Уменьшение региональных барьеров - Поощрять факультеты для содействия региональному экономическому развитию организаций. - Вовлечь студентов в деятельность организации по экономическому развитию, кластеров, бизнес-инкубаторов, сервис-провайдеров и др. - Предоставить доступ к конференциям, где обсуждаются технологии и тенденции на рынке с потенциальными клиентами. Но одних принципов не достаточно. Управляющий аппарат университета может использовать ориентированный на результаты подход к управлению, который способствует повышению уровня предпринимателей из числа студентов. При таком подходе использование трех инструментов для управления инициативами в содействии созданию студенческих спин-офф компаний может оказаться весьма полезным. Эти инструменты включают в себя: - логическую модель; - структуру измерения эффективности; - инвестиционный риск-менеджмент. Логическая модель показывает логические связи между исходными ресурсами, действиями, отдачей, немедленными результатами, промежуточными результатами, и конечными результатами инициативой университета увеличить количество предпринимателей из числа студентов. Университет может использовать структура измерения эффективности, подготовить и реализовать план систематического сбора соответствующих данных за все время существования студенческого предпринимательства и продемонстрировать прогресс в достижении намеченных результатов. Инвестиционный риск предполагает учет операционного риска, финансового риска, риска, связанного с репутацией университета при поощрении инициативы по увеличению числа предпринимателей из числа студентов, и определить соответствующие стратегии реагирования на эти риски. Очевидным преимуществом спин-компаний является то, что университетские исследовательские группы лучше понимают изобретения, технологии, научные разработки, которые необходимо продвинуть на рынок. В силу этого спин-компании часто состоят из изобретателей технологий и недавно дипломированных студентов. Для продвижения на рынок необходимо изучить перспективы продуктов на основе изобретений или технологий и лишь, затем строить вокруг них бизнес. После прохождения данного этапа, университетская спин-компания станет действующей фирмой, а не просто формой исследовательской группы. Компетентная бизнес команда в составе вновь создаваемой компании способна преобразовать университетскую спин-компанию в работающую и приносящую результаты фирму. Проблему организации эффективно работающих команд в создаваемых университетских спин-компаниях можно решить при помощи создания смешанных команд, состоящих из разработчиков, юристов, финансистов и менеджеров, способных управлять процессом коммерциализации разработок . Обеспечение финансированием университетских спин-компаний возможно осуществлять частично за счет университетских фондов поддержки малых инновационных предприятий, за счет бюджетного финансирования, в частности за счет грантов, предоставляемых молодым ученым (СТАРТ, УМНИК), за счет привлечения венчурного финансирования . Опыт использования таких моделей организации инновационных компаний в российской практике уже существует. И возможны перспективы развития спин-компаний с условием реализации мер по стимулированию и поддержке процесса создания инновационных компаний. Принятый в 2009 году федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволил высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам самостоятельно создавать малые предприятия для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности. Цель данного закона не просто создание предприятий при вузах и НИИ, а создание предприятий, которые производили бы конкурентоспособную продукцию и приносили прибыль. Для этого необходимо создавать работающие, универсальные и эффективные схемы организации инновационных компаний. В заключение отметить, что сегодня стимулирование студенческого предпринимательства в коммерческих и общественных целях становится все более важным направлением развития университетов по всему миру. И хотелось бы верить, что перечисленные выше меры способствуют стимулированию студентов на создание своих предприятий.