Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Презентация на тему учебная мотивация. Мультимедийная презентация "Мотивация учебной деятельности обучающихся

Древняя мудрость гласит: можно
привести коня к водопою, но
заставить его напиться нельзя.
900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика?

«Психологический закон гласит: прежде чем
призвать ребёнка к какой-либо деятельности,
заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы
обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все
силы, необходимые для неё»
Л.С.Выготский
«Деятельности без мотива не бывает»
А.Н.Леонтьев

Мотив

Мотив – источник деятельности любого
человека.
«Энергетическая батарейка» личности,
от его силы зависит интенсивность
деятельности человека.
Нет внутреннего мотива – внутренней
движущей силы, и всякое дело
обречено быть нудным, скучным,
ненужным.

Мотив

интерес,
потребность,
стремление,
убеждение,
идеал,
эмоции,
влечения,
инстинкты,
установки, это то что побуждает человека к
деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов

Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации
на деятельность, основным педагогическим
воздействием выбирается насилие. Педагог
опирающийся только на понятия «должен» и
«необходимо» сталкивается с негативной,
отрицательной мотивацией.
У ребёнка формируется:
*тенденция к уклонению от учёбы
*деятельность и результаты учения незначительны
*сильная отвлекаемость на уроке
*быстрое утомление
*чувство удручённости и неудовлетворённости
*неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению.

Учитель порой забывает о том, что многое из
того, что ему самому представляется важным
и полезным, лишено смысла для ученика.
Мотивацию надо специально формировать,
развивать, стимулировать
Процесс формирования и закрепления у
школьников положительных мотивов учебной
деятельности называется мотивацией
учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.

Содержание учебного материала.
.
Характер и уровень учебнопознавательной деятельности. Само по себе содержание обучения, учебная
информация вне потребностей ребёнка не
имеет для него какого-либо значения, не
побуждает к учебной деятельности.
Учебный материал должен подаваться в
такой форме, чтобы вызвать у школьника
эмоциональный отклик, активизировать
познавательные психические процессы.

Для этого необходимо?

Особый характер преподнесения учебного материала:
а). аналитический (разъяснительный, критический, логический,
проблемный);
б). деловой;
в).необычный.
Использование, показ, подчёркивание различных элементов,
привлекательных сторон содержания:
а).важность отдельных частей;
б).трудность, сложность (простота, доступность);
в).новизна, познавательность материала;
г).открытие нового в известном;
д).историзм, современные достижения науки;
е).интересные факты, противоречия, парадоксы.
Задания с интересным содержанием, занимательными
вопросами.
Показ значимости знаний, умений: а).общественной,
б).личностной.
Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося

Авторитарный
Формирует «внешнюю»
мотивацию учения, мотив
«избегания неудачи»,
задерживает формирование
внутренней мотивации.
Демократический
Способствует внутренней
мотивации.
Либеральный
Снижает мотивацию учения
(попустительский) и формирует мотив
«надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося

Показ достижений и недостатков в развитии
личности, проявлении доверия к силам и
возможностям ученика.
Проявление личного отношения учителя к ученику,
классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных
личности (в плане общения, эрудиции, отношения к
предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение
учащихся к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в
коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями,
взаимопомощь.

Организация учебной деятельности

3 этапа:
1).мотивационный,
2).операциональнопознавательный,
3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап

это сообщение, почему и для чего учащимся нужно
знать данный раздел программы, какова основная
учебная задача данной работы.
Мотивационный этап состоит из трёх учебных
действий:
1).создание учебно-проблемной ситуации;
2).формулировка основной учебной задачи как итога
обсуждения проблемной ситуации;
3).рассмотрение вопросов самоконтроля и
самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации

достигается с помощью следующих приёмов:
а).постановки перед учащимися задачи,
которую можно решить, лишь изучив данную
тему;
б).рассказа учителя о теоретической и
практической значимости предлагаемой
темы;
в).рассказа о том, как решалась эта проблема
в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации

Эта задача является для
учащихся целью их
деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап

На данном этапе важно обратить внимание на
предъявление требований к учащимся. Они
могут быть:
по содержанию: к дисциплине, к работе;
по форме: развернутые, свернутые (указания,
замечания, мимика);
алгоритмы;
единые и индивидуальные, групповые, общие
и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап

На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся
начинал действовать. Для этого необходимо
ситуаций различного характера:
Интеллектуального (проблемная, поисковая,
дискуссия, противоречия, ссора);
Игрового (познавательные игры, соревнования и
т.д.);
Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).
Во многих случаях групповая форма учебной
деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем
индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в
активную работу даже пассивных, слабо
мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап

связан с:
анализом проделанного,
анализом ошибок и оказанием
необходимой помощи,
сопоставлением достигнутого с
поставленной задачей и оценкой
работы.

рефлексивно-оценочный этап

Если учитель уделяет этому этапу должное
внимание, то:
учащиеся испытывают удовлетворение от
проделанной работы,
от преодоления возникших трудностей и
познания нового. Это ведёт к формированию
ожидания таких же эмоциональных
переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап

Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и
всё сводит к выставлению оценок, то тогда может
произойти сдвиг учебной мотивации с самой
деятельности, с процесса познания и результата на
отметку. Это приводит к угасанию мотива
познавательной деятельности. Важно, чтобы в
оценке:
давался качественный, а не количественный анализ
учебной деятельности учащихся,
подчёркивались положительные моменты, сдвиги в
освоении учебного материала,
выявлялись причины имеющихся недостатков; а не
только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

можно выделить 4 блока основных
методов мотивации в зависимости от
влияния на различные сферы личности
ученика

I.Эмоциональные методы мотивации

поощрение,
порицание,
учебно-познавательная игра,
создание ярких наглядно-образных
представлений,
создание ситуации успеха,
стимулирующее оценивание,
удовлетворение желания быть значимой
личностью.

II.Познавательные методы мотивации

опора на жизненный опыт,
познавательный интерес,
создание проблемной ситуации,
побуждение к поиску альтернативных
решений,
выполнение творческих заданий,
«мозговая атака»,
развивающая кооперация (парная и
групповая работа, проектный метод)

III.Волевые методы мотивации

предъявление учебных требований,
информирование об образовательных
результатах обучения,
познавательные затруднения,
самооценка деятельности и коррекции,
рефлексия поведения,
прогнозирование будущей деятельности

IV.Социальные методы мотивации

развитие желания быть полезным обществу,
побуждение подражать сильной личности,
создание ситуации взаимопомощи,
поиск контактов и сотрудничества,
заинтересованность в результатах
коллективной работы,
взаимопроверка,
рецензирование.

I уровень – проявление ситуативного
интереса к учёбе, к предмету (иногда
на уроке бывает интересно, нравится
учитель, нравится получать хорошие
отметки).
II уровень – учение по необходимости
(родители заставляют, учу, потому что
это мой долг, предмет полезен для
будущей жизни).

Уровни познавательного интереса

III уровень – интерес к предмету (узнаю
много нового, заставляет думать;
получаю удовольствие, работая на
уроке).
IV уровень – повышенный
познавательный интерес (легко даётся
предмет; с нетерпением жду урока,
стремлюсь узнать больше, чем требует
учитель)

Уровни познавательного интереса

Положительные показатели I и II уровня
сформированности познавательного интереса
важны и нужны на первоначальном этапе.
Важны другие параметры – IIIуровень и
особенно IV уровень. Ученики получают
интеллектуальное удовольствие от решения
задач, проявляют интерес к обобщениям и
законам. Им интересны не только знания, но
и способы их добывания, они испытывают
интерес к самообразовательной
деятельности. Положительная мотивация
здесь устойчивая, и она заложена в сам
процесс учения.

Если раньше на уроках пробуждали интерес к
учению, то теперь надо его развивать, а это значит
надо разрабатывать для занятий целую систему
творческих заданий – комплект, в который входят
творческие задачи с интересным содержанием из
трёх основных групп:
причинно-следственные связи,
комбинирование информации,
планирование и выполнение практической
деятельности.

Система развития мотивации учения

Применение системы творческих задач
для развития мотивации у учащихся к
учебной деятельности предполагает
использование на каждом уроке, как
минимум, по одной задаче из каждой
группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям

КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ)
ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ
1.Низкий
1.Нет специальных заданий и информации
для развития интереса к учёбе.
2.Критический
2.Учитель объясняет необходимость
выполнения заданий.
3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с
помощью ребусов, занимательных фактов.
4.Хороший
4.Использование творческой задачи с
интересным содержанием.
5.Высокий
5.Использование системы творческих
заданий с интересным содержанием.
6.Оптимальный
6.Организация поиска и решения
исследовательской задачи.

Подведём итог

Развитие учебной мотивации учащихся
требует от учителя не только больших затрат
времени, но прежде всего творческого
подхода к своей деятельности.
Это возможно при переосмыслении и
пересмотре технологии работы, при
планомерном творческом росте.
По мнению Дистервега, «учитель деревенеет,
каменеет, «опускается» без стремления к
научной работе, потому что попадает под
власть трёх педагогических демонов:
банальности, механичности, рутинности»

МБОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1»

Презентацию «Мотивация учебной
деятельности школьников»
подготовила заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Кондратенко Т.А.

Презентация на тему: Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации



























1 из 26

Презентация на тему: Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации

№ слайда 1

Описание слайда:

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский Подготовила педагог-организатор Валиева З.Ш.

№ слайда 2

Описание слайда:

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

№ слайда 3

Описание слайда:

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

№ слайда 6

Описание слайда:

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

№ слайда 7

Описание слайда:

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

№ слайда 8

Описание слайда:

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

№ слайда 11

Описание слайда:

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

№ слайда 12

Описание слайда:

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно \"разорвать\" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

№ слайда 15

Описание слайда:

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

№ слайда 16

Описание слайда:

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.18

Описание слайда:

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

№ слайда 19

Описание слайда:

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

№ слайда 20

Описание слайда:

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты \"школы отчуждения\": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

№ слайда 21

Описание слайда:

Урок Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений

№ слайда 26

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала: а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов: а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера: Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап связан с: анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»


Слайд 1-2 Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая побуждениями, целями, реакциями на успех и неудачу.

Слайд 3
Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Слайд 4

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Слайд 5

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Слайд 6

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Слайд 7

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Слайд 8

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

Слайд 9-10 Результаты диагностики

Слайд 11

Причины снижения интереса к учению или отрицательного отношения к нему :

    Пробелы в знаниях,

    Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    Подростковый “гормональный взрыв” и нечетко сформированое чувство будущего.

    Отношение ученика к учителю, нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры)

    Сниженная возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    Личная значимость предмета

    Сильные внеучебные интересы

    Непонимание цели учения.

    Страх перед школой.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и многие родители учащихся.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками.

Слайд 12

Высокий уровень мотивации значим для достижения успеха в учебе также, как и когнитивные способности ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Слайд 13

Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

Слайд 14

Учителю в своей работе необходимо учитывать то, что разные школьные возрасты сензитивны (чувствительны) для воспитания разных сторон мотивационной сферы и видов интереса.

Так, в младшем школьном возрасте преобладают познавательный мотив научиться и широкий социальный мотив занять новую позицию школьника .

В норме прослеживается следующая динамика мотивов учения младших школьников от 1-го к 3-му классу:

≡ Вначале при поступлении в школу идет преобладание интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой

      к первым написанным буквам и цифрам

      к первым отметкам

    ≡ Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    ≡ В среднем школьном возрасте главную роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    ≡ В старшем школьном возрасте доминируют зрелые познавательные мотивы самообразования, формируются социальные мотивы подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения в общественную практику.

    Слайд 15

    Познавательный интерес – это сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
    Внутренняя учебная мотивация (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). складывается из трех основных компонентов – это

    + ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности (компетентности).

    Слайд 16

    Учащийся становится активным субъектом учебного процесса, от его поисково-исследовательской деятельности в первую очередь зависит результат. Это достигается за счет проблемного изложения материала, организации работы в микрогруппе путем мозгового штурма. В этом случае знания «добываются», открываются заново. Задача педагога задавать нестандартные вопросы, те, которые требуют анализа и раздумий.

    Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

    Слайд 17

    Слайд 18

    Такой стиль преподавания требует от учителя не только нестандартного мышления, но и лояльности по отношению к версиям и предположениям учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Негативные комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления, и самооценке.

    Важно поощрять детей, задающих вопросы. Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

    Слайд 19

    Ощущение свободы выбора

    Педагог, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. Учащемуся следует предоставлять право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания

    Слайд 20

    Ощущение успешности (компетентности).

    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным, ребенок, должен верить, что он может учиться, почувствовать себя успешным.

    Хороший уровень мотивации возникает тогда, когда школьники имеют возможность включиться в такие виды заданий, где они могут достичь успеха и, вместе с тем, где возникает ощущение вложенного труда, преодоления препятствий.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели - получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
    Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.

    Слайд 23
    Таким образом, для успешного обучения важна мотивация. Она должна базироваться на положительном эмоциональном фоне, быть направленной на учение как предметную деятельность или на сам процесс обучения. Благоприятная социальная среда поддерживает познавательный интерес, что способствует формированию твердой внутренней установки на учение.

    Взрослым необходимо грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному ребенку его личную «кнопочку» это хороший шанс для поддержания учебной мотивации и для получения хорошего результата.

    Видеть результат своей работы – это лучшая мотивация.

    Слайд 24

    Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

      Для формирования положительного отношения к учению:

      заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

      создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

      опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

      использовать интерес учеников к наглядности;

      целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

    Психолог Ридингер Е.Н.

    Просмотр содержимого презентации
    «Мотивация учения »



    Не стыдно

    чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.

    Сократ


    Слово “мотивация” происходит

    от латинского глагола “movere” , двигать.

    Под мотивом учения мы понимаем то,

    ради чего учится ребенок, что побуждает

    его учиться”.


    5 уровней учебной мотивации:

    Первый уровень – высокий

    (У таких детей есть

    познавательный мотив,

    стремление наиболее успешно

    выполнять все

    предъявляемые школьные требования).

    Ученики четко следуют

    всем указаниям учителя,

    добросовестны и ответственны,

    сильно переживают,

    если получают

    неудовлетворительные отметки


    Второй уровень – хорошая

    школьная мотивация.

    (Учащиеся успешно справляются

    с учебной деятельностью).

    Подобный уровень мотивации

    является средней нормой.


    Третий уровень – положительное

    отношение к школе,

    но школа привлекает

    таких детей внеучебной

    деятельностью. Такие

    дети достаточно благополучно

    чувствуют себя в школе,

    чтобы общаться с друзьями,

    с учителями. Им нравиться

    ощущать себя учениками,

    иметь красивый портфель,

    ручки, пенал, тетради.

    Познавательные мотивы у

    таких детей сформированы

    в меньшей степени, и учебный

    процесс их мало привлекает.


    Четвертый уровень – низкая

    школьная мотивация. Эти дети

    посещают школу неохотно,

    предпочитают пропускать занятия.

    На уроках часто занимаются

    посторонними делами, играми.

    Испытывают серьезные

    затруднения в учебной деятельности.


    Пятый уровень – негативное

    отношение к школе. Такие дети

    испытывают серьезные трудности

    в обучение: они не справляются

    с учебной деятельностью,

    испытывают проблемы в общении

    с одноклассниками, во взаимоотношениях

    с учителем. Школа нередко

    воспринимается ими как враждебная

    среда, пребывание в ней для них

    невыносимо. В других случаях ученики

    могут проявлять агрессию, отказываться

    выполнять задания, следовать тем или

    иным нормам и правилам. Часто у

    подобных школьников отмечаются

    нервно – психические нарушения.


    Результаты диагностики

    уровня мотивации и эмоционального отношения к учению

    учащихся


    Вывод: при переходе из младшего звена в среднее,

    из среднего в старшее - уровень учебной мотивации снижается


    Причины снижения интереса к учению

    1. Пробелы в знаниях,

    2. Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    3. Подростковый “гормональный взрыв”

    и нечетко сформированное чувство будущего.

    4. Отношение ученика к учителю, нарушение

    взаимоотношений (смысловые барьеры)

    5 . Сниженная возрастная восприимчивость

    к учебной деятельности в связи

    с интенсивным биологическим процессом

    полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    6. Личная значимость предмета

    7. Сильные внеучебные интересы

    8. Непонимание цели учения.

    9. Страх перед школой.


    Высокий уровень мотивации значим

    для достижения успеха в учебе также,

    как и когнитивные способности ученика

    Иногда менее способный ученик, но

    имеющий высокий уровень мотивации

    может достичь более высоких результатов

    в учебе, потому что стремится к этому

    и уделяет учению больше времени и

    внимания.

    В то же время у ученика

    недостаточно мотивированного

    успехи в учебе могут быть

    незначительными,

    даже, несмотря на

    его способности.


    Формирование положительной мотивации учения –

    не стихийный процесс,

    и рассчитывать здесь только на природные задатки детей

    было бы опрометчиво.

    Мотивы учения надо специально

    воспитывать, развивать, стимулировать.


    Динамика мотивов учения:

    При поступлении в школу идет преобладание

    интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой ношение портфеля и т.д.

    труда: к первым написанным буквам и цифрам

    к первым отметкам

    Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    В среднем школьном возрасте главную роль приобретает

    стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    В старшем школьном возрасте доминируют

    зрелые познавательные

    мотивы самообразования, формируются социальные мотивы

    подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения

    в общественную практику


    Внутренняя учебная мотивация

    Складывается

    из трех

    основных

    компонентов –

    это:

    + ощущение самостоятельности

    процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности

    (компетентности).


    Вопросы, которые можно применять в самых разных

    учебных ситуациях

    Что случится, если…?

    Приведите пример…

    В чем сильные и слабые стороны?

    На что похоже…?

    Что мы уже знаем о…?

    Каким образом… можно

    использовать для…?

    Чем похожи … и…?

    Каким образом … влияет на …?

    Какой … является лучшим и

    почему?


    Когда такого рода вопросы ложатся

    в основу учебного процесса,

    к ребенку приходит понимание истинного

    назначения учения - научиться думать,

    применять знания на практике,

    ориентироваться в жизненных ситуациях.


    Важно!

    Поощрять детей, задающих

    вопросы. Особенно

    следует хвалить за хорошие

    вопросы, отражающие

    желание думать, больше

    узнавать.

    Критика ставит под сомнение

    компетентность ребенка

    и заставляет его прекращать

    усилия в данном направлении.


    Чем меньше будет фраз:

    «Вы должны, вам следует, вы обязаны…»

    и больше

    «Вы можете, у вас есть такие-то

    варианты, да, вы это верно подметили», -

    тем больше будет интерес детей к учебному

    процессу и тем выше их собственная

    инициатива и активность.


    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным,

    ребенок, должен верить, что он может учиться,

    почувствовать себя успешным.


    Для поддержания положительного

    эмоционального климата на уроке учителю важно

    постоянно снимать отрицательные эмоции неуверенности,

    не создавать обстановку, когда ученики страшатся вызова к доске,

    стремиться снижать отрицательное влияние дефицита времени,

    стресса (во время контрольных, на экзамене), помех, усталости.

    Надо постоянно укреплять веру учащихся в свои силы

    (в сочетании с трезвой оценкой собственных возможностей),

    воспитывать адекватные критические установки

    учащихся на свою работу,

    каждому ученику и классу показывать перспективы,

    резервы их развития.


    Древняя мудрость гласит:

    Можно привести коня к водопою,

    но заставить его напиться нельзя.

    Да, можно усадить детей за парты,

    добиться идеальной дисциплины.

    Но без пробуждения интереса,

    без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет.

    Это будет лишь видимость учебной

    деятельности.


    Взрослым необходимо грамотно

    сочетать все возможные

    способы побуждения ребёнка

    к учебной активности,

    вовремя переходить от

    одного способа к другому,

    подбирая к каждому

    отдельному ребёнку его личную,

    индивидуальную «кнопочку»

    это хороший шанс для

    поддержания учебной

    мотивации и для получения

    хорошего результата.

    Видеть результат своей работы - это лучшая мотивация.


    Презентацию подготовила

    психолог Ридингер Е.Н.