Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Зарплаты в оао ржд. То, к чему нельзя подготовиться

Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД — Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек . Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.

Мастерство, целостность, обновление — такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД

В 2019 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес . На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

Как начисляется зарплата

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

Средняя зарплата железнодорожников России в сравнении с доходами представителей данной профессии из других стран.

Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

  • обеспечение жильём иногородних;
  • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
  • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

Зависит от квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.

Работа на электропоезде

Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

  • уровень квалификации;
  • количество отработанных лет;
  • работа в ночные часы;
  • выполнение сверхурочной работы;
  • сумма выработанных часов.

Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

Легко ли работать машинистом? Ответ в следующем видео.

Сколько получают москвичи

В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 50,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 70 000 р./1 мес.

Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 45 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.

Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

Оклады других сотрудников железной дороги

Информация об окладах других сотрудников РЖД представлена в табличке.

Должность Уровень месячной заработной платы
Путеец 18 000-19 000
Инженер 23 000-25 000
Диспетчер 20 000-21 000
Техник 22 000-24 000
Приёмосдатчик 17 000-19 000
Контролер 15 000-17 000
Электромонтёр 21 000-23 000
Дежурный по станции 22 000-24 000
Кассир на вокзале 17 000-19 000
Обходчик 22 000-23 000
Движенец 16 000-18 000
Электрик 22 500-24 600
Механик 24 000-26 000
Вагонник 23 000-25 500
Стрелок 22 500-24 000
Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
Инспектор по досмотру 26 000-28 000

Сколько платят проводнику

Зарплата проводника в среднем составляет 46,8 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

  • вид поезда;
  • управление;
  • дневные часы;
  • ночные часы;
  • сложность пути;
  • дальность пути;
  • время года.

Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона — следующий видеоматериал.


Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 17 000 р./1 мес.

Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

Сколько платят охранникам

Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

Город Размер месячной з/п Нюансы
Москва 21000-25000 На собеседовании при себе обязательно иметь УЛЧО
и свидетельство о разряде.
Предполагаются подработки для сотрудников, а также полный социальный пакет. Оформление строго по трудовому кодексу РФ. З/п перечисляется на банковскую карту. Также полагаются разовые премии, мат.помощь. Оплачивается ж/д проезд и путёвка в дом отдыха сотруднику и ребенку, не достигшему четырнадцатилетнего возраста.
22000-24000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника, диплом об окончании школы охраны, медицинские справки формы № 002/0у; №003/0у, свидетельство о присвоении квалификации.

Оформление по ТК РФ. Полагается дополнительный социальный пакет, подработки, квартальные.

Тула 18000-20000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника нового образца, действующий квалификационный разряд, диплом или свидетельство об окончании негосударственной школы. Помимо з/п, сотрудникам положены премиальные, соцпакет и квартальные.
Пятигорск 11000-13000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника. К з/п полагаются премиальные, квартальные, обследование и лечение в НУЗ, полный социальный пакет.
Брянск 14000-16000 Оформление строго по ТК. Помимо заработной платы, сотруднику предоставляется полный социальный пакет, оплачиваемый отпуск, обследование и лечение в любом учреждении здравоохранения, бесплатный проезд на ж/д транспорте, больничный лист, квартальные премии. В будущем возможно повышение оклада.

Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.

Сотрудники ВОХР делают обход

Работа машиниста считается небезопасной для здоровья – ежедневно представителям данной профессии приходится сталкиваться с множеством негативно влияющих на организм факторов. В связи с этим, машинистам полагается ряд льгот и доплата к заработной плате. В данной статье мы рассмотрим, какая у машинистов зарплата, какие доплаты они получают, какие полагаются льготы машинистам, и на каких условиях их можно оформить.

В связи с чем устанавливаются льготы машинистам

Профессия машиниста связана со многими негативными факторами, которые ухудшают здоровье и самочувствие человека. По этой причине многие сотрудники вынуждены оставить работу по медицинским противопоказаниям.

Машинистом может стать не каждый – часто случается так, что физически здоровые кандидаты на должность не проходят психологическое тестирование и лишаются возможности трудоустройства, поскольку крепкие нервы имеют большое значение. В настоящее время устроиться машинистом может только мужчина, но депутаты, возможно, допустят к работе и женщин.

Ответственность за 9 000 пассажиров метро, перевозимых машинистом изо дня в день, приводит к чрезмерному нервному напряжению во время работы. Управление железнодорожным транспортом требует доскональной внимательности, а потому работник должен всегда находиться в хорошей физической форме – именно поэтому смена начинается с медицинской проверки сотрудника, как того требует закон.

Работа машиниста связана с многочасовым пребыванием в условиях нестабильного освещения (постоянно приходится ориентироваться в световой разметке, наблюдаются вспышки осветительных приборов) и высокого шума. При управлении транспортом машинист находится в напряжении, а ситуация ухудшается еще и нахождением под землей – здесь создан искусственный микроклимат. У многих работников развивается клаустрофобия из-за пребывания в тесной кабинет и поездки по тоннелям.

Несмотря на то, что продолжительность трудовой смены машиниста не должна превышать 6 часов, фактически сегодня сотруднику приходится отрабатывать 8 и более часов ежедневно. Более того, метрополитен открыт всегда, а это значит, что выходить на работу придется в выходные и праздники.

Льготы машинистам РЖД и метрополитена

В связи с тем, что работа машиниста относится к Списку вредных профессий, государство предусматривает ряд льгот для представителей данной сферы занятости:

  1. Наиболее значимой льготой является возможность раннего выхода на пенсию. В общем случае граждане вправе начать получать пенсионное пособие при исполнении пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Машинисты имеют право выйти на заслуженный отдых раньше – в 55 лет. Однако, мало кто трудится так долго – чье-то здоровье ухудшается настолько, что приходится менять место занятости. Условия выхода на льготную пенсию следующие:
    • общий трудовой стаж должен составить 25 лет;
    • как минимум 12,5 лет должно быть отработано по профессии машиниста;
    • к моменту оформления пенсии машинисту должно исполниться 55 лет.
  2. Машинисты вправе рассчитывать на более длительный, чем в общем случае, отпуск. Дополнительные дни отдыха также оплачиваются за счет работодателя. Ежегодный отпуск, с учетом дополнительного, составит для машиниста 42 дня (30 календарных дней + 12 дней).
  3. Машинисты могут совершать поездки междугородними и международными видами транспорта муниципального ведомства бесплатно (1 раз в год). Как правило, данная возможность используется при поездке на отдых в период отпуска.

Льготы машинистам метрополитена: доплата к заработной плате

Величина заработной платы машиниста зависит от места трудоустройства, квалификации, срока службы, уровня цен в регионе, сложности маршрута метрополитена.

В данный момент наиболее высокие зарплаты машинистов наблюдаются в городах федерального значения. Машинистов принято классифицировать по 3 категориям (для получения каждой из них придется пройти квалификацию и сдать экзамен):

  • 1 класс – присваивается после отработки машинистом 2 класса 4 лет по профессии (только машинист 1 класса может осуществлять перевозку пассажиров в составах дальнего следования);
  • 2 класс – присваивается работникам, трудившимся машинистами в течение 2 лет, будучи сотрудником 3 класса (машинистам 2 класса можно управлять пригородными и пассажирскими составами);
  • 3 класс – данный класс будет присвоен машинистам, отработавшим 2 года на должности помощника машиниста (возможности машиниста 3 класса не велики – управление электропоездом метрополитена, маневровым локомотивом, междугородним электропоездом).

С присвоением нового класса увеличивается и зарплата, поскольку оклад машиниста рассчитывается на основании квалификации и опыта сотрудника. Оклады ежегодно индексируются, хотя в последние годы экономический кризис все чаще заставляет отказываться от проведения индексации.

Экспертное мнение к вопросу о том, какие в России установлены льготы машинистам

По словам Александра Тихонова, председателя совета председателей ППО эксплуатационных локомотивных депо Октябрьской дирекции тяги, нововведения в законодательстве о труде во вредных условиях, а именно смена аттестации рабочих мест на проведение специальной оценки согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ , обернутся психологическими и материальными потерями для машинистов.

Ранее машинисты и их помощники имели право на досрочный выход на пенсию и на дополнительный оплачиваемый отпуск в силу того, что они числятся в Списке вредных должностей, профессий и специальностей , и к ним не предъявлялись какие-либо дополнительные условия. Теперь же досрочная пенсия стала доступной только для машинистов, класс условий труда которых отнесен к вредным. А машинисты, кто трудится в допустимых и оптимальных условиях работы, могут получить льготу при условии уплаты работодателем страховых взносов по тарифам.

После введения специальной оценки считается, что фактор напряженности, возникающий из-за высокой степени ответственности машиниста, учитывать не стоит, когда речь идет о льготах, а шум и вибрацию можно снизить. После проведения оценки условия труда машинистов стали относить к классу 2.0 вместо 3.1, что повлекло за собой отмену доплат и дополнительных гарантий для многих представителей профессии.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Машинист РЖД рассчитывает на безлимитные бесплатные поездки междугородним и международным транспортом муниципального ведомства.

В Германии 800 ежегодно человек бросаются под поезд, превращая тем самым машинистов в непредумышленных убийц. Под колесами поезда Стивена Книста за все время его работы оказались четыре человека, и он опасается, что от пятого такого потрясения он не оправится.

Книст восстанавливает душевное равновесие в Роттердаме, где могучий Рейн впадает в Северное море. По словам машиниста из Германии, волны и шум прибоя помогают снять напряжение, накопившееся за последние два года. В море он топит стресс и то, что он называет «случаями». Первый из таковых произошел на прямом участке железной дороги. Ему был 21 год, и он проработал машинистом только несколько недель.

Наступили сумерки, Книст вел поезд на скорости 120 км/ч. На рельсах лежала молодая девушка. «Это было похоже на мусорный мешок, я сразу же нажал на тормоз», – вспоминает машинист.

Вес локомотива – 80 тонн, плюс вес вагонов, которые толкают локомотив сзади. На скорости 120 км/ч до полной остановки поезд проедет примерно 600 метров.

Шесть сотен метров превращаются в 18 бесконечных секунд – все это время машинист смотрит на человека перед собой. На курсах подготовки советуют отворачиваться и закрывать уши. «Но это не помогает, – объясняет Книст. – Времени, чтобы отвернуться просто не остается».

Некоторые, по его словам, надевают специальные повязки, чтобы не видеть ужасную сцену. Но Книст не думал о таком способе, вместо этого он просто стоял и смотрел.

Странно, но в эти 18 секунд в его голове прокручивались только пункты из инструкции для железнодорожников. Включить сигнал об опасности. Предупредить других инженеров. Полностью остановить поезд. Сообщить в контрольный центр диспетчеру.

Он помнит звук столкновения, тупой удар,

но не знает, лежала ли девушка лицом вниз или на спине. Он вышел из вагона и пошел к месту, где лежала девушка. Спустя некоторое время приехали люди из руководства железнодорожной компании, сотрудник прокуратуры и коллега-машинист, который должен был заменить Книста.

Домой он возвращался домой на такси. Товарищ навестил его, чтобы не оставлять наедине с воспоминаниями о мешке с мусором, который оказался вовсе не мешком.

Из города Вице, в котором живет Книст, до Роттердама два часа езды, вместе с друзьями они сидят на берегу, смотрят на море и выбирают идеальное освещение, чтобы сделать хороший снимок. Роттердам далеко от его родного города, а прибрежная полоса еще дальше от железных дорог, по которым Книст каждый день ведет свой локомотив. Но все же быть машинистом поезда – по-прежнему работа, о которой он всегда мечтал.

Цель для всего

Двоюродный брат его отца работал диспетчером, и однажды взял маленького Стивена с собой на работу. Этого хватило, чтобы оценить красоту мощной и точной машинерии, где каждая кнопка, каждый переключатель выполняет свою роль.

Железные дороги отличаются от автомобильных в первую очередь порядком: одни и те же процессы беспрерывно повторяются – отсюда точность графика. В понедельник, во вторник и любой другой день поезд, который отправляется из Гамбурга в 11:38, прибывает на берлинский вокзал ровно в 1:21 ночи.

На Рождество шестилетнему Стивену родители подарили модель поезда, а уже к 12 годам он знал, что станет машинистом. Он закончил школу, прошел курс подготовки и затем подал заявление в железнодорожную компанию Deutsche Bahn.

До подготовки кандидаты проходят тестирование. Будущий машинист должен уметь концентрироваться и работать в условиях стресса. Во время одного из тестов Книст сидел перед монитором в наушниках. На экране появлялись цвета и включались звуки. Нужно было нажимать соответствующие кнопки и две педали, в зависимости от определенного цвета или звука. Затем скорость увеличивали. Впоследствии студент должен был понять, что хаотично жать педали и кнопки не обязательно, что важна пауза между нажатиями, от этого последовательность звуков и цветов замедлялась.

На курсах подготовки инструкторы затрагивают и тему самоубийств. По статистике, за год на железных дорогах Германии счеты с жизнью сводят 800 человек. Для пассажиров «железнодорожное самоубийство» – это только опоздание и отставание от графика. Но немецкие железнодорожники называют это «личной травмой» и «чрезвычайной ситуацией на рельсах».

800 самоубийств в год – это больше двух в день. Каждый машинист за время своей работы может переехать одного или двух человек.

То, к чему нельзя подготовиться

В конце 2004 года коллега по работе посоветовал Книсту книгу «Страх всегда с тобой…» со множеством графиков и таблиц. Весь ужас железнодорожных аварий суммируется в статистической выкладке и диаграммах, именно поэтому ее рекомендуют читать машинистам. Книст хотел знать, что делать, когда это произойдет, что будет после и кто поможет. Он хотел подготовить себя. Но не мог знать, что в жизни случаются события, к которым подготовиться невозможно.

Спустя месяца после первого «случая» Книст решил вернуться на работу. «Как ты?» – спросил его шеф. Если бы он ответил, что произошедшее его беспокоит, пришлось бы беседовать со штатным психологом. Но он был уверен, что готов продолжить работу, а посещение психолога считал проявлением слабости. В то время Книст не знал никого из коллег, кто обращался бы за психологической помощью. Машинисты не говорят о «случаях».

Водить поезд – это профессия одиночек. Энтузиасты, которые восхищаются точностью процесса, умеют наслаждаться одиночеством. Если машинист и контактирует с людьми, так это потому что отлаженный процесс нарушился: либо беспорядки в вагонах, либо препятствие на рельсах. Хороший машинист должен уметь вообще забывать о людях, до определенной степени.

Идеальный мир машиниста – это пустыня: впереди рельсы, сзади сотни пассажиров, а под ногами 10 тыс лошадиных сил.

Обычная скорость товарного поезда – 100 км/ч, для пригородных поездов – 160 км/ч, поезда дальнего следования разгоняются до 300 км/ч. ICE 3, рассчитанный на 400 пассажиров, представляет собой 200-метровую цепь вагонов с собственным весом 400 тонн. Чтобы остановиться, этому поезду понадобится проехать три километра.

Второй «случай»

Второй «случай» Книста произошел почти через год после первого. В этот раз он только в последний момент увидел мужчину, который бросился под колеса локомотива.

Когда поезд Книста в первый раз сбил человека, он спустя какое-то время пришел на место трагедии. Во второй раз вернуться он уже не смог.

И снова в такси он ехал домой, снова взял отгул на месяц, после которого ему вновь хватило мужества вернуться к работе. «Я не думал, что инцидент как-то на меня повлиял».

Почти каждый машинист после нескольких лет работы умеет отличать звуки смерти. Чем сильнее удар, тем громче звук. Некоторые могут отличить лису от собаки, зайца от кролика или голубя от грифа. Если человек лежит на рельсах, звук от столкновения будет не таким, когда жертва стоит и ждет смерти. «Если он встанет, – объясняет Книст. – Звук тоже будет отличаться».

После второго «случая» Книст стал своего рода экспертом. Вместо того, чтобы просто вести поезд из пункта А в пункт Б, теперь он «читает» железную дорогу и распознает места, где быть находиться самоубийца.

Он знает, где люди могут незаконно переходить по путям, или же как мороз влияет на систему торможения. Пассажирский транспорт более опасен по сравнению с товарными поездами, а на открытой территории опаснее, чем в жилых районах. Мужчины с большей вероятностью бросятся под поезд, чем женщины, также и молодые люди делают это чаще.

Опасность в особенности высока, если неподалеку расположена психиатрическая лечебница. По наблюдениям Книста, фары локомотива не помогают обнаружить препятствие на рельсах. Свет настолько слабый, что машинисты называют их свечками.

Третий инцидент произошел в конце 2006 года. «Опять был темный сезон», – говорит Книст, добавляя, что пришлось испытать тошнотворное ощущение.

Он не знает, лежала или стояла жертва. Сейчас он ничего не хочет знать о самоубийцах; такое незнание его защищает. Лицо, имя, или, что еще хуже, история жертвы еще больше усложнят его жизнь.

Вновь он ехал в такси домой и думал: «Почему опять?». Тогда ему 24.

Сейчас он уже знает, что расписание поездов – это не более чем оптимистичный прогноз. На пути всегда может оказаться какая-нибудь преграда. Человек, который ищет смерть на рельсах, тем самым вносит изменения график. Книст и в этот раз справился без посторонней помощи. После трех травматических случаев он помнил все детали, звуки, запахи. «Помню все, – говорит он. – Все с очень точной фокусировкой».

«Из-за таких травм люди часто не могут об этом говорить, – объясняет Бруно Каль, завотделом больницы в городе Маленте, что в северной Германии. Двадцать лет назад это учреждение начало специализироваться в помощи машинистам, которые получили психологические травмы. От пережитого ужаса люди буквально теряют дар речи.

Самоубийцы, которые ищут смерть на рельсах, не только лишают жизни себя, но и травмируют других. Они превращают машинистов поездов в тех, кому по долгу службы приходится убивать.

Упомянутая клиника – это дочерняя организация немецкого оператора Deutsche Bahn. В 1996 году машинист поезда, которого в ней лечили, жаловался на боль в сердце. В ходе ультразвукового обследования доктора не нашли причины этих симптомов. В дальнейшем пациент рассказал, что его локомотив наехал на группу рабочих. Это обстоятельство позволило докторам предположить, что причина сердечных болей не носит физического характера.

Книст страдает от Посттравматического расстройства (ПТСР), как минимум после третьего самоубийства. Такое тяжелое психическое состояние встречается у 15% машинистов, которые сбивают людей. Другими словами, машинисты поездов находятся в той же группе риска, что и пожарники, парамедики или полицейские.

Стивен Книст пытается найти покой, фотографируя грузовые корабли. С каждый «случаем» фотографии становятся все более важными. Он старается как можно больше времени проводить у береговой линии в Роттердаме. За день он делает до 1.5 тыс фотографий. Уже дома он пересматривает снимки, отбирает, архивирует их, словно пытаясь так бороться с картинами ужасов в своем сознании.

Книст делает по две резервных копии лучших снимков, опасаясь, что из-за ошибки или технической поломки фотография исчезнет. Его коллекция снимков занимает до 9 терабайт. Он помнит каждый корабль, погоду, день, освещение и другие детали. Эти фотографии будто служат доказательством, что каждый отдельный день существовал, что был сделан определенный прогресс, что в жизни есть определенный порядок, последовательность.

Восемь лет все шло хорошо, по крайней мере так Книсту казалось. Но даже тогда друзья начали замечать в нем перемены. Он все больше уходил в себя, замыкался. Когда они устраивали вечеринки, Стивен чаще всего находил причины, чтобы не пойти.

В январе 2015 очередной самоубийца решил свести счеты с жизнью с помощью поезда Книста.

Четвертый «случай» отличался от трех предыдущих. Книст вспоминает, что это был чернокожий, который не лежал на рельсах, его нельзя было спутать с мешком мусора. Мужчина шел по рельсам навстречу поезду. Книст не может забыть его взгляд – самоубийца смотрел на него.

Машинист поезда должен выполнить три действия, чтобы остановить поезд как можно скорее: переместить тормозной рычаг из положения «ход» в положение «чрезвычайной ситуации», нажать сигнал с помощью педали, нажать кнопку, которая заставляет кварцевый песок сыпаться на рельсы, чтобы увеличить сцепление колес при торможении. Однако чаще всего бывает слишком поздно.

Книст вновь взял отгул. Но в этот раз он не вернулся. Воспоминания были слишком тягостными. Он плохо спал по ночам и практически не выходил на улицу. Любые повседневные явления – сирены, звук тормозов, звук поезда, сигнальные огни полицейском машины – могут вызвать в памяти страшные картины.

В мае 2015 Книст впервые встретился с доктором Калем в Маленте. По словам которого, зрительный контакт – мощный фактор. «Машинист думает, что самоубийца выбрал именно его». Книсту предложили рассказать о «событии», поездке и его ощущениях. Многие пациенты обращаются в это заведение с просьбой «избавить их от этого». «Как в фильме «Супер 8. Не могли бы вы прервать последовательность?» – говорит Каль. Обычно проходит некоторое время, прежде чем пациент с психологической травмой понимает, что воспоминания нельзя стереть. Можно говорить о последовательности событий, – объясняет Каль, – в надежде, что пациент начнет оценивать их по-другому. Если удастся, воспоминания станут менее ярким, но полностью они не исчезнут.

Пациент должен понять, что машинист не преступник, а жертва. Он вел локомотив, но никого не убивал, самоубийцы сами укоротили себе жизнь. Гнев – это хорошая эмоция, гнев по отношению к тому, из-за кого, пациент оказался в таком положении. Гнев помогает машинисту поезда не чувствовать свою вину.

Книст вернулся домой спустя 9 недель. Ему было лучше, но не так, как хотелось бы.

Когда он не мог спать по ночам, садился за стол, пересматривал фотографии кораблей, часами подбирал нужный цвет, контраст, оттенки.

Он не работал и через год мог потерять лицензию машиниста. Приближался крайний срок, ему становилось хуже.

В 2016 году он вновь обратился к врачам, в этот раз он пробыл в лечебнице 12 недель.

Книст научился определять свои психологические «триггеры»: звуки, запахи, которые сознание связывает с «событием». Он понял, что избегает прогулок в лесу только потому, что не выносит запах осенней листвы. Много лет назад ноябрьским вечером он шел вдоль вагонов к мертвой женщине.

Он научился быть терпеливым и даже почувствовал облегчение, когда срок действия лицензии истек. Еще он научился возвращаться на вокзалы и садиться в вагон. По его словам сейчас он чувствует себя маленьким ребенком, который учится ходить.

Прошлой весной Книст вновь решил пройти тестирование, чтобы возобновить лицензию. Он хотел бороться, сдал тест с первой попытки. Вначале водил локомотив 2 часа в день, потом четыре, и, наконец, восемь. Ему помогал коллега. Возможно, свою роль сыграл и тот факт, что напарник тоже сбил кого-то на рельсах. «Он знал, о чем я говорил».

По словам Книста, сейчас график работы более сложен, чем это было прежде. В первые недели Книст с опаской смотрел на каждую контрольную будку, ожидая, что там может прятаться самоубийца. Когда вел поезд ночью или в тумане, покрывается холодным потом. Иногда он берет отгул. Часами просиживает возле компьютера, просматривая фотографии кораблей, встречается с психологом. Он боится, что пятый «случай» полностью разрушит его жизнь.

Однажды он взял отпуск на неделю, а позже узнал, что за это время на его маршруте погибли три человека.

«Хороший день»

Книст пытается не думать о тех людях, которые превратили его жизнь в ад, потому что они и сами не могли справиться со своими проблемами. Он отвоевал себе место в кабине машиниста, это выдающееся достижение для него; он думает о машине, которой управляет, о графике; и также пришел к выводу, что счастье – это просто отсутствие невзгод.

Стивен Книст вместе с друзьями провел день у моря, они ловили удачные кадры, шутили или просто молча смотрели.

С помощью штатива Книст делает фотографии двух белых паромов, которые причаливают к берегу. Солнце освещают теплицы, где растут орхидеи. «Сегодня хороший день», – говорит он. Хорошее небо, много кораблей, хороший свет.

Вернувшись домой, он редактирует снимки, и через минут 20 выкладывает результат в Фейсбуке. Идеальное фото: две огромные машины причаливают к берегу друг за другом, высокое солнце, все в фокусе и корректно отображено. Нет никакого движения, и ни одного человека.

www.spiegel.de

Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу.

В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам.

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Многих в направлении привлекает то, сколько зарабатывают машинисты. Сотрудники могут рассчитывать на высокий базовый оклад, внушительные премии за выслугу лет и безаварийную службу. Водители составов имеют возможность раньше выходить на пенсию в силу сложности условий. В зависимости от условий, предоставленных работодателем, социальный пакет может содержать расширенную медицинскую страховку, оплаченные поездки в санаторий.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Рабочее место

Обладатель профильного образования может получить должность машиниста электропоезда в метрополитене, на железных дорогах ближнего и дальнего следования. Такие сотрудники востребованы на крупных промышленных предприятиях, шахтах, больших стройках, на геолого-разведывательных объектах. Управлением трамваев также занимаются машинисты особой специализации.

Важные качества

Прохождения профильного обучения на машиниста электропоезда не всегда достаточно для успешной работы по направлению. К соискателям выдвигается ряд требований в физическом и психоэмоциональном плане. Отсутствие определенных черт характера способно осложнить рабочий процесс, повысить уровень его опасности.

Чтобы работать по профессии машинист локомотива, надо обладать такими качествами:

  • умение концентрировать внимание на важных моментах и удерживать его в течение продолжительного времени;
  • высокая скорость реакции на меняющиеся условия, чрезвычайные ситуации, отклонения от привычной нормы;
  • уверенность в собственных силах, отсутствие страха перед принятием решений;
  • развитое чувство ответственности;
  • технический склад ума, любовь к технике, стремление к саморазвитию в плане изучения устройств.

Особые требования выдвигаются к показателям здоровья будущего машиниста. У сотрудника должны отсутствовать проблемы со зрением и слухом. Дальтонизм – прямой запрет к такой работе. Медицинскую комиссию могут не пройти соискатели с бронхиальной астмой, болезнями сердца и сосудов, проблемами с вестибулярным аппаратом или опорно-двигательной системой. К ответственной службе не допускаются лица с психическими отклонениями.

Знания и навыки

Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.

Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:

  • управление локомотивом в стандартной ситуации;
  • реагирование на чрезвычайные положения по инструкции или особенностям ситуации;
  • проведение базовых инженерных и слесарных работ, устранение простых неполадок;
  • владение правилами поведения на железной дороге, соблюдение правил движения;
  • понимание принципов работы радиосвязи, умение ею пользоваться;
  • способность общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, умение контролировать действия толпы.

Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Сколько зарабатывает машинист

По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.

Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.

Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них - профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему - «Моя будущая профессия - машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном "Российской газетой" пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять