Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия. Аттестация медработников для получения квалификационной категории: изучаем новый порядок Особенности аттестации в медицине

Развитие медицинской науки, все увеличивающийся объем информации, углубление дифференциации и специализации медицинской помощи населению делают необходимым регулярное повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников. После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни. Основной задачей, согласно определению, принятому ВОЗ еще в 1980 г., является постоянное повышение компетентности медицинского персонала в повседневной работе. Непрерывное образование - это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста. Именно исходя из этого необходимо строить непрерывное усовершенствование на государственном уровне; при этом важно учитывать потребности общества и системы здравоохранения, что имеет особо существенное значение в период реформ.

Конечная цель непрерывного медицинского образования - постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи.

Первостепенное значение имеет непрерывное обучение медицинских работников первичного звена. По мнению экспертов ВОЗ, модели непрерывного образования должны быть переориентированы именно таким образом.

Ранее существовавшая система последипломного профессионального образования и аттестации медицинских и фармацевтических кадров была ориентирована на узкую специализацию. Сегодня же запросы практики здравоохранения диктуют необходимость возрождения опыта, накопленного историей медицинского образования в нашей стране, использование положительного опыта учебных заведений зарубежных стран по комплексной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских работников.

В настоящее время существует большое количество видов последипломной подготовки врачей. Все эти варианты подготовки постоянно модифицируются, совершенствуются, претерпевают изменения вследствие того, что система последипломного образования является очень динамичной и развивающейся. Система послевузовского профессионального образования включает 7 учебных заведений (академий и институтов) усовершенствования врачей и более 40 факультетов при медицинских вузах. Кроме этого, послевузовское профессиональное образование врачи получают в НИИ медицинского профиля, научных центрах и ассоциациях, при наличии у последних лицензии на право ведения образовательной деятельности. Система дополнительного профессионального обучения работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием представлена 41 училищем повышения квалификации.



Основными документами, регламентирующими порядок последипломной подготовки врачей, являются «Положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста», утвержденное Приказом Минздравмедпрома РФ от 17.11.95 г. №318, и Приказом Минздрава РФ от 27.08.99 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В них предусмотрены такие нововведения, как обязательная сертификация врачей-специалистов, новая номенклатура врачебных специальностей, включающая 70 специальностей, и утверждение для каждой конкретной врачебной специальности образовательного ценза, т.е. минимального уровня последипломной подготовки, требуемого для допуска врача к самостоятельной работе в избранной им сфере медицины.



В соответствии с действующими нормативными документами в России к медицинской и (или) фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее профессиональное образование и имеющие диплом и сертификат специалиста. Диплом - документ об уровне образования, специальности, подготовки и квалификации, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную государственным органом управления образованием или, по его поручению, местным органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. После окончания медицинского вуза выпускник должен пройти в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения: 1) интернатура (1 год); 2) ординатура (2 года), 3) образовательно-профессиональная программа по специальности (курсы или циклы усовершенствования со сдачей сертификационного экзамена, 1-4 года); 4) аспирантура (3 года).

Выпускники медицинских вузов проходят последующее обучение в следующем порядке.

По большинству основных лечебных специальностей (около 25) и всем стоматологическим специальностям минимальным уровнем последипломной подготовки является интернатура. В соответствии с «Положением об интернатуре» проведение этого вида обучения должно проводиться в крупных государственных лечебных учреждениях, утвержденных местными органами управления здравоохранением в качестве баз для подготовки врачей-интернов по данной специальности. Длительность обучения в интернатуре составляет 11 месяцев. Цель обучения в интернатуре - приобретение в полном объеме систематизированных теоретических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения работы в должности врача. За время прохождения интернатуры врачи-интерны проходят две аттестации на профильной кафедре вуза, осуществляющего курацию подготовки молодого специалиста, а по окончании обучения они имеют право сдать квалификационный экзамен для получения сертификата специалиста по данной специальности.

Сертификат специалиста - документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении специалистом определенного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.

Сертификат специалиста выдают государственные медицинские образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку специалистов.

При этих учреждениях создаются экзаменационные квалификационные комиссии, которые и проводят проверочные испытания (экзамены) соискателя сертификата. Специалистам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат.

Сертификат специалиста дает врачу право самостоятельной работы по специальности. Раз в пять лет все врачи должны проходить среднесрочные циклы тематического усовершенствования (длительностью не менее 144 учебных часов) и повторно сдавать экзамен на подтверждение сертификата специалиста в любом имеющем соответствующую лицензию государственном вузе на территории Российской Федерации.

Вопросы специализации и усовершенствования тесно связаны с сертификацией и аттестацией медицинского и фармацевтического персонала. Сертификация медицинского и фармацевтического персонала была предусмотрена ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и введена в отрасли приказом Минздравмедпрома России №286 от 19.12.94.

В связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №21/9 от 20.04.97 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» Минздрав России совместно с Минтруда РФ решает вопросы совершенствования и развития системы сертификации медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» неотъемлемым правом медицинских и фармацевтических работников является «получение квалификационных категорий в соответствии с полученным уровнем теоретической и практической подготовки».

С этой целью в системе здравоохранения России многие годы успешно функционирует система аттестации специалистов на соответствующую квалификационную категорию.

Аттестация врачей и средних медицинских работников является важным этапом в совершенствовании профессионального уровня работников здравоохранения и направлена на повышение профессиональной ответственности за выполнение ими функциональных обязанностей.

Организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания медицинской помощи населению.

Аттестация проводится по желанию специалиста и является добровольной.

К аттестации на квалификационную категорию допускаются:

Лица, имеющие высшее и среднее медицинское и фармацевтическое образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм собственности;

Лица с высшим немедицинским образованием, допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности и занимающие врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения;

Эпидемиологи, биологи, зоологи, энтомологи, работающие в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях (при участии в работе комиссии специалистов этих профилей).

В соответствии с приказом МЗ Российской Федерации №314 от 9 августа 2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий» определен порядок получения специалистами квалификационных категорий, а также структура и основные функции аттестационных комиссий.

При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

Специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.

Специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявление, заполненный аттестационный лист и отчет о работе за последние три года - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год - для работников со средним профессиональным образованием, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист может подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой.

Специалист имеет право:

Получить квалификационную категорию в аттестационной комиссии.

Ознакомиться с представленными на него "в аттестационную комиссию документами.

Получить от руководителя разъяснения в письменном виде, в случае отказа руководителя подписать отчет о работе.

Пройти повышение квалификации по специальности.

Обратиться с заявлением в Центральную аттестационную комиссию или орган, при котором создана аттестационная комиссия, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии.

В целях реализации права на получение квалификационной категории создаются аттестационные комиссии:

Центральная аттестационная комиссия - Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии - органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях - Министерством здравоохранения Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами по подчиненности.

Аттестационная комиссия:

Определяет порядок, процедуры и методы работы комиссии.

Привлекает независимых специалистов для дачи заключений на отчеты о работе.

Рассматривает представленные документы в течение двух месяцев со дня их поступления (регистрации).

Принимает решения о присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий.

Выдает удостоверение установленного образца и, при необходимости, выписку из приказа о получении квалификационной категории.

Ведет делопроизводство.

Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук и занятым на лечебно-профилактической работе в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских и учебных заведениях, заочно присваивается высшая квалификационная категория по соответствующей специальности на основании представления руководителя учреждения, в котором работает доктор наук.

Специалистам, которым по результатам аттестации (переаттестации) присвоена квалификационная категория, выдается удостоверение установленного образца.

Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые пять лет в обязательном порядке.

В случае отказа специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

Лицензирование.

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №291 о лицензировании медицинской деятельности.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

2. Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в отношении:

медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;

медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением медицинских организаций, находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, - по 31 декабря 2012 г. включительно;

медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:

медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - по 31 декабря 2012 г. включительно;

медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - с 1 января 2013 г.;

индивидуальных предпринимателей.

3. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:

а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;

б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

в) наличие:

у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;

у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

г) наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности:

не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;

не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;

д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным статьей 13 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»;

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, -установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;

и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

6. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами »а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);

г) сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);

д) сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);

е) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте »в» пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности;

ж) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте »д» пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

з) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте »е» пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

и) копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

к) опись прилагаемых документов.

8. При намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами »б» - »д», «ж» и «з» пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).

9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

11. Информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и включает в том числе проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

13. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

14. Ведение сводного реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10-го числа, направляют в печатном и электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

16. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Развитие медицинской науки, все увеличивающийся объем информации, углубление дифференциации и специализации медицинской помощи населению делают необходимым регулярное повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников. После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни. Основной задачей, согласно определению, принятому ВОЗ еще в 1980 г., является постоянное повышение компетентности медицинского персонала в повседневной работе.

Непрерывное образование — это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста. Именно исходя из этого необходимо строить непрерывное усовершенствование на государственном уровне; при этом важно учитывать потребности общества и системы здравоохранения, что имеет особо существенное значение в период реформ.

Конечная цель непрерывного медицинского образования — постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи.

Первостепенное значение имеет непрерывное обучение медицинских работников первичного звена. По мнению экспертов ВОЗ, модели непрерывного образования должны быть переориентированы именно таким образом.

Ранее существовавшая система последипломного профессионального образования и аттестации медицинских и фармацевтических кадров была ориентирована на узкую специализацию. Сегодня же запросы практики здравоохранения диктуют необходимость возрождения опыта, накопленного историей медицинского образования в нашей стране, использование положительного опыта учебных заведений зарубежных стран по комплексной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских работников.

В настоящее время существует большое количество видов последипломной подготовки врачей. Все эти варианты подготовки постоянно модифицируются, совершенствуются, претерпевают изменения вследствие того, что система последипломного образования является очень динамичной и развивающейся. Система послевузовского профессионального образования включает 7 учебных заведений (академий и институтов) усовершенствования врачей и более 40 факультетов при медицинских вузах. Кроме этого, послевузовское профессиональное образование врачи получают в НИИ медицинского профиля, научных центрах и ассоциациях, при наличии у последних лицензии на право ведения образовательной деятельности. Система дополнительного профессионального обучения работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием представлена 41 училищем повышения квалификации.


Динамика изменений численности слушателей институтов и факультетов последипломного образования характеризовалась ростом числа слушателей с 56 тыс. в 1975 году до 141 тыс. в 1993 году, причем доля слушателей, прошедших подготовку на базе факультетов усовершенствования врачей, возросла за это время с 17% до 43%. При этом, по мнению ряда специалистов, целесообразно изменение ныне действующей структуры учебных заведений дополнительного образования, включающей в себя как самостоятельные академии и институты последипломного обучения, так и сеть факультетов усовершенствования врачей в медицинских вузах. Будущее здесь именно за факультетами вузов. Об этом свидетельствует наметившаяся в последнее время тенденция увеличения количества слушателей на факультетах усовершенствования врачей и определенное уменьшение их количества в академиях и институтах последипломного образования.

Основными документами, регламентирующими порядок последипломной подготовки врачей, являются «Положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста», утвержденное Приказом Минздравмедпрома РФ от 17.11.95 г. №318, и Приказом Минздрава РФ от 27.08.99 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В них предусмотрены такие нововведения, как обязательная сертификация врачей-специалистов, новая номенклатура врачебных специальностей, включающая 70 специальностей, и утверждение для каждой конкретной врачебной специальности образовательного ценза, т.е. минимального уровня последипломной подготовки, требуемого для допуска врача к самостоятельной работе в избранной им сфере медицины.

В соответствии с действующими нормативными документами в России к медицинской и (или) фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее профессиональное образование и имеющие диплом и сертификат специалиста. Диплом — документ об уровне образования, специальности, подготовки и квалификации, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную государственным органом управления образованием или, по его поручению, местным органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.

После окончания медицинского вуза выпускник должен пройти в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения:

1) интернатура (1 год);

2) ординатура (2-3 года),

3) образовательно-профессиональная программа по специальности (курсы или циклы усовершенствования со сдачей сертификационного экзамена, 1-4 года);

4) аспирантура (3 года).

Выпускники медицинских вузов проходят последующее обучение в следующем порядке .

По большинству основных лечебных специальностей (около 25) и всем стоматологическим специальностям минимальным уровнем последипломной подготовки является интернатура. В соответствии с «Положением об интернатуре» проведение этого вида обучения должно проводиться в крупных государственных лечебных учреждениях, утвержденных местными органами управления здравоохранением в качестве баз для подготовки врачей-интернов по данной специальности.

Длительность обучения в интернатуре составляет 11 месяцев. Цель обучения в интернатуре — приобретение в полном объеме систематизированных теоретических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения работы в должности врача. За время прохождения интернатуры врачи-интерны проходят две аттестации на профильной кафедре вуза, осуществляющего курацию подготовки молодого специалиста, а по окончании обучения они имеют право сдать квалификационный экзамен для получения сертификата специалиста по данной специальности.

Сертификат специалиста — документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении специалистом определенного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.

Сертификат специалиста выдают государственные медицинские образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку специалистов.

При этих учреждениях создаются экзаменационные квалификационные комиссии, которые и проводят проверочные испытания (экзамены) соискателя сертификата.

Для получения сертификата специалист должен предоставить в экзаменационную комиссию следующие документы:

1. Заявление.

2. Копия диплома об окончании медицинского или фармацевтического учебного заведения (факультета).

3. Копия диплома или удостоверения о прохождении повышения квалификации и специальности.

4. Копия диплома о присвоении квалификации исследователя после окончания аспирантуры.

5. Копии дипломов кандидата (доктора) медицинских (фармацевтических) наук и ученом звании (старший научный сотрудник, доцент, профессор).

6. Копии ранее выданных сертификатов.

7. Послужной список (выписка из трудовой книжки).

Специалистам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат .

Для получения права самостоятельной работы по основной специальности интернатура является достаточным минимальным уровнем последипломного обучения. Однако, если врач хочет освоить одну из специальностей, требующих углубленной подготовки, то он должен пройти двухэтапное обучение: I этап — интернатура (или клиническая ординатура, аспирантура) по основной специальности, II этап — профессиональная переподготовка (первичная специализация), клиническая ординатура или аспирантура по избранной узкой специальности.

Последовательность и соответствие базовой и узкой специальностей строго регламентированы: например, углубленной подготовке по специальности «нефрология» должно предшествовать обучение в интернатуре по специальности «терапия»; первичную специализацию по специальности «колопроктология» могут проходить врачи, успешно прошедшие первый этап обучения по специальности «хирургия» и т.д. Выпускники стоматологических факультетов могут проходить подготовку по узким стоматологическим специальностям (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая или детская стоматология, ортодонтия) только после получения сертификата по специальности «стоматология».

По большинству специальностей, требующих углубленной подготовки, минимальным курсом обучения на втором этапе является профессиональная переподготовка, т.е. первичная специализация. Длительность такого курса обучения составляет не менее 500 учебных часов (в зависимости от специальности — от 3,5 до 6 месяцев и более). Профессиональную переподготовку специалистов имеют право проводить только государственные учебные заведения, имеющие лицензию на проведение последипломной подготовки по данной специальности.

По некоторым специальностям (например, сердечно-сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии) минимальным уровнем подготовки на втором этапе обучения является клиническая ординатура, в связи с чем длительность последипломного обучения этих специалистов в настоящее время составляет не менее 3 лет: 1 год в интернатуре по основной специальности и 2 года в клинической ординатуре по узкой специальности. Начиная с 2000 года эта последовательность последипломной подготовки по ряду специальностей является обязательной.

Врачи, успешно закончившие II этап обучения, имеют право на получение второго сертификата по специальности, соответствующей профилю подготовки на этом этапе. При этом каждая из внесенных в номенклатуру специальностей требует прохождения отдельного курса обучения. Одновременное получение сертификатов по нескольким специальностям (даже близким, например «эндокринология» и «диабетология») действующими нормативными документами не предусмотрено.

Сертификат специалиста дает врачу право самостоятельной работы по специальности. Раз в пять лет все врачи должны проходить среднесрочные циклы тематического усовершенствования (длительностью не менее 144 учебных часов) и повторно сдавать экзамен на подтверждение сертификата специалиста в любом имеющем соответствующую лицензию государственном вузе на территории Российской Федерации.

Вопросы специализации и усовершенствования тесно связаны с сертификацией и аттестацией медицинского и фармацевтического персонала. Сертификация медицинского и фармацевтического персонала была предусмотрена ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и введена в отрасли приказом Минздравмедпрома России №286 от 19.12.94.

В связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №21/9 от 20.04.97 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» Минздрав России совместно с Минтруда РФ решает вопросы совершенствования и развития системы сертификации медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» неотъемлемым правом медицинских и фармацевтических работников является «получение квалификационных категорий в соответствии с полученным уровнем теоретической и практической подготовки».

С этой целью в системе здравоохранения России многие годы успешно функционирует система аттестации специалистов на соответствующую квалификационную категорию.

Аттестация врачей и средних медицинских работников является важным этапом в совершенствовании профессионального уровня работников здравоохранения и направлена на повышение профессиональной ответственности за выполнение ими функциональных обязанностей.

Организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания медицинской помощи населению.

Аттестация проводится по желанию специалиста и является добровольной.

К аттестации на квалификационную категорию допускаются :

Лица, имеющие высшее и среднее медицинское и фармацевтическое образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм собственности;

Лица с высшим немедицинским образованием, допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности и занимающие врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения;

Эпидемиологи, биологи, зоологи, энтомологи, работающие в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях (при участии в работе комиссии специалистов этих профилей).

В соответствии с приказом МЗ Российской Федерации №314 от 9 августа 2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий» определен порядок получения специалистами квалификационных категорий, а также структура и основные функции аттестационных комиссий.

При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

Специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.

Специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявление, заполненный аттестационный лист и отчет о работе за последние три года — для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год — для работников со средним профессиональным образованием, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист может подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой.

Специалист имеет право:

Получить квалификационную категорию в аттестационной комиссии.

Ознакомиться с представленными на него "в аттестационную комиссию документами.

Получить от руководителя разъяснения в письменном виде, в случае отказа руководителя подписать отчет о работе.

Пройти повышение квалификации по специальности.

Обратиться с заявлением в Центральную аттестационную комиссию или орган, при котором создана аттестационная комиссия, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии.

В целях реализации права на получение квалификационной категории создаются аттестационные комиссии:

Центральная аттестационная комиссия — Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии — органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях — Министерством здравоохранения Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами по подчиненности.

Аттестационная комиссия:

Определяет порядок, процедуры и методы работы комиссии.

Привлекает независимых специалистов для дачи заключений на отчеты о работе.

Рассматривает представленные документы в течение двух месяцев со дня их поступления (регистрации).

Принимает решения о присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий.

Выдает удостоверение установленного образца и, при необходимости, выписку из приказа о получении квалификационной категории.

Ведет делопроизводство.

Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов от числа присутствующих членов.

Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории, который доводится до сведения специалиста и руководителя учреждения здравоохранения.

При присвоении квалификационной категории рекомендуется соблюдать последовательность присвоения категорий (вторая, первая, высшая).

В отдельных случаях специалисту с учетом его высокой теоретической и практической подготовки по избранной специальности, хороших показателей в работе может присваиваться более высокая квалификационная категория без установленных требований к стажу работы.

Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук и занятым на лечебно-профилактической работе в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских и учебных заведениях, заочно присваивается высшая квалификационная категория по соответствующей специальности на основании представления руководителя учреждения, в котором работает доктор наук.

Специалистам, которым по результатам аттестации (переаттестации) присвоена квалификационная категория, выдается удостоверение установленного образца.

Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые пять лет в обязательном порядке.

В случае отказа специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

В последние годы резко повысилась заинтересованность специалистов в получении квалификационной категории. С целью совершенствования системы аттестации на присвоение квалификационных категорий впервые разработаны и утверждены номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала и перечень соответствия специальностей должностям. Разработаны квалификационные характеристики и положения о специалистах в соответствии с номенклатурой (по 26 специальностям), что позволило упорядочить и унифицировать работу аттестационных комиссий, установить твердую регламентацию, способствующую рациональному использованию и расстановке кадров среднего звена.

Пересматриваются квалификационные характеристики и положения врачей-специалистов. В настоящее время номенклатура врачебных специальностей включает 70 специальностей. За последнее десятилетие введены новые специальности: диабетология, общая практика (семейная медицина), аллергология и иммунология, гериатрия, челюстно-лицевая хирургия, сурдология — оториноларингология, трансфузиология, клиническая фармакология и детская онкология.

Создаются новые учебные программы, разрабатываются квалификационные характеристики специалистов, соответствие которым должно явиться критерием для выдачи врачам соответствующих сертификатов. Для унификации процедуры аттестационного экзамена создан банк тестовых заданий по каждой специальности.

Особое внимание уделяется сертификационным (аттестационным) циклам для специалистов, имеющих стаж практической работы и врачебные категории. Эти циклы продолжительностью не менее 2 мес. организуются преимущественно в вузах на факультетах последипломного профессионального образования. Они могут проводиться в виде прерывистых очных и заочно очных циклов. Учебные планы должны составляться с учетом требований к каждой квалификационной категории. В процедуре аттестации активное участие должны принимать представители органов управления здравоохранением и врачебных ассоциаций.

Еще одной важной проблемой является ресертификация — аттестация специалистов, имеющих высшую аттестационную категорию. Для указанной группы врачей могут быть предложены критерии, подтверждающие их активную работу по повышению профессионального мастерства: участие в конгрессах и съездах, публикации, преподавательская и научно-исследовательская работа и др. Возможна также организация специальных трех-четырёхнедельных циклов усовершенствования.

Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

1. Заявление

2. Аттестационный лист

3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.



Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

1. Заявление

2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования



4. Копии ранее выданных сертификатов

5. Копия трудовой книжки

Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.

В соответствии с п.3 ст. 81 ТК РФ расторжение по инициативе работодателя возможно при условии несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной , подтвержденной результатами аттестации. Для увольнения по данному основанию необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате заключения о профессиональном несоответствии работника занимаемой должности.

Проблемы проведения аттестации

На первый взгляд может показаться, что аттестация - удобный инструмент в руках работодателя для повышения общей эффективности труда. Однако правоприменительная практика показывает, что это совсем не так. Львиная доля исков от уволенных таким образом сотрудников в итоге удовлетворяется в судах с наступлением максимального количества неблагоприятных для работодателя последствий.

Происходит это не в последнюю очередь из-за того, что законодатель хоть и признает право хозяйствующего субъекта на проверку соответствия своих сотрудников занимаемым должностям, тем не менее, исходит из интересов более слабой стороны трудовых правоотношений.

В данном конкретном случае «забыли» прописать четкий для подавляющего большинства работодателей. Вот цитата из закона: «Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными , содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников» (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Иными нормативными актами установлены порядок и условия аттестации отдельных категорий работников, например, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных служащих, педагогических работников и некоторых других. Список ничтожно мал и медицинские работники в нем так же не фигурируют.

Особенности аттестации в медицине

В первую очередь следует отличать и аттестацию, проводимую работодателем на соответствии работника занимаемой должности в рамках ТК РФ.

Аттестация для получения квалификационных категорий

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации. Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н .

На первый взгляд кажется, что аттестация медицинского персонала на квалификационные категории вкупе с дипломом и врача (Приказы Минздрава №541н и №707н (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития № 415н , который утратил юридическую силу 06.11.2015)) исчерпывают список удостоверяющих квалификацию медработника документов и любая другая аттестация избыточна, а то и противозаконна. Тут важно понимать, что вышеперечисленные документы - юридическая основа допуска и законности занятия работников медицинской деятельностью, а механизм внутренней аттестации работодателем соответствия работника занимаемой должности преследует иные цели и совершенно законен, так как не нацелен на определение либо умаление юридического статуса медицинского работника.


Естественно, основой допуска работника до занятия определенной должности является получение последним профессионального медицинского образования, совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни и регулярное .

В чем состоит особенность внутренней аттестации

Внутренняя аттестация в рамках ТК - это не что иное, как попытка работодателя постоянно держать «руку на пульсе», контролировать рабочий процесс и реагировать нужным образом, при появлении сигналов о недостаточности или снижении квалификации работника.

Кроме того, это понятный и удобный для всех сторон трудовых правоотношений механизм принятия обоснованных кадровых решений, например, о перестановках в штате, выдвижении на вышестоящие должности, .

Основания проведения аттестации

Каждый ли работник лечебно-профилактической организации (ЛПО) подлежит в установленном порядке аттестации?

Однозначного ответа на этот вопрос Трудовой кодекс РФ не содержит. Но и прямого запрета для работодателей на проведение аттестации всех своих работников Трудовой кодекс РФ также не устанавливает. Механизм аттестации может быть запущен по объективным причинам, то есть независящим от работника, как то: сокращение штата, кадровые перестановки, плановая аттестация для оценки качества работы.

Признаки несоответствия медицинского работника занимаемой должности

Кроме того, существует ряд причин субъективного характера, находящихся в прямой зависимости от конкретных действий работника виновных или невиновных, характер и последствия которых указывают на должностное несоответствие. Например, жалобы пациентов, плохие оценки деятельности врача по критериям , нарушения трудовой дисциплины, т.е. действия, в которых работодатель может усмотреть признаки небрежности, халатности, низкого уровня профессиональной подготовки.

Дополнительные причины провести аттестацию персонала

Аттестация может производиться и после оплаченных работодателем , средства на которые были выделены работодателем по собственному желанию, сверх обязательного объема, предусмотренного ст. 196 ТК. Инвестируя в квалификацию персонала, разумно удостовериться в получении сотрудниками необходимого объема знаний.

Работник медицинской организации сам может быть заинтересован в аттестации, например, если он хочет выдвинуться на определенную должность.

  • Формирование профессионального кадрового персонала;
  • Повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи;
  • Снижение дефектов оказания медицинской помощи;
  • Повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
  • Выполнение при оказании медицинской деятельности, а именно наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Определение соответствия оказываемых услуг требованиям действующих нормативно-правовых актов, лицензионным требованиям, в том числе критериям качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Установление соответствия работников занимаемой должности;
  • Применение к работникам мер ответственности и стимулирования в целях повышения дисциплины и мотивации медицинского персонала, в том числе мер .

Внутренняя аттестация в системе ККМП

Для достижения вышеприведенных целей внутренняя аттестация персонала может быть предусмотрена и как часть системы ККМП медицинской организации (гл. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статья 90 ФЗ №323 дает право органам, организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на осуществление внутреннего контроля качества и безопасности профильной деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Проверяя соответствие занимаемым должностям в рамках п.3 ст. 81 ТК РФ, работодатель имеет полное право соотнести результаты трудовой деятельности медицинского персонала с существующими критериями качества оказания медицинской помощи, несоответствие которым необходимо пресекать.

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 ФЗ-323).


Как видно из определения, включение внутренней аттестации медицинского персонала в систему ККМП совершенно оправдано и даже целесообразно, в том числе во избежание возможной ответственности за некачественное лечение медицинской организации в целом.

Одним словом, в основу оценки квалификации медицинского персонала могут быть положены критерии оценки ККМП. Например, регулярная неудовлетворительная оценка работы врача, выявленная на внутреннем ККМП, жалобы пациентов, регулярные неблагоприятные при лечении могут стать основаниями для направления его на внутреннюю аттестацию, по результатам которой работодатель будет принимать решение.

Подпишитесь на нас

  • 4. Правовые основы здравоохранения в России. Конституция рф об охране здоровья граждан. Основы законодательства об охране здоровья граждан (1993).
  • Раздел 1. Общие положения - содержит определение понятия «охрана здоровья граждан», основные принципы охраны здоровья граждан и прочие организационные положения.
  • 5. Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Отказ от медицинского вмешательства. Оказание медицинской помощи без согласия пациента.
  • 6. Правовой статус медицинских и фармацевтических работников. Правовой статус лечащего врача.
  • Правовой статус лечащего врача
  • 7. Кадры здравоохранения. Современные проблемы додипломной и последипломной подготовки медицинских кадров. Базовые специальности и специальности, требующие углубленной подготовки.
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.
  • Испытание при приеме на работу
  • История воз
  • Региональные бюро воз:
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Общий коэффициент рождаемости
  • 2. Обший коэффициент плодовитости
  • 3. Повозрастной коэффициент плодовитости
  • 1. Общий коэффициент смертности
  • 2. Смертность лиц данного возраста и пола
  • 3. Смертность от данного заболевания
  • 4. Младенческая смертность (формула Ратса)
  • 1) Показатели общей заболеваемости
  • 1. Первичная заболеваемость
  • 2) Инфекционная заболеваемость
  • 1. Число выявленных инфекционных заболеваний
  • 4) Заболеваемость: временной утратой трудоспособности
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 5) Госпитализированная заболеваемость
  • 2. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 3. Число дней временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 4. Средняя длительность одного случая временной нетрудоспо­собности
  • 5. Процент больных, переведенных на инвалидность.
  • 1.1 Показатель обеспеченности населения поликлинической помощью
  • 1.2 Показатель обеспеченности населения врачебными кадрами (на 10 000 населения)
  • 2.1 Средняя численность 1 терапевтического участка
  • 3.1 Соблюдение участковости на амбулаторном приеме
  • 3.3 Повгорность амбулаторных посещений
  • 2. Средняя длительность работы койки в год
  • 3. Средняя длительность пребывания больного на койке
  • 5. Время простоя койки
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 2. Процент совпадений (расхождений) клинических и патологоанатомических диагнозов
  • 3. Частота послеоперационных осложнений
  • 4. Послеоперационная летальность
  • Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи
  • Основные принципы организации скорой медицинской помощи
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 3. Средняя продолжительность одного случая
  • 2. Управление информационно-аналитического обеспечения
  • 3. Управление финансово-материального обеспечения
  • I. Процент больных, выявленных при плановой санации:
  • I. По административно-территориальному делению:
  • II. По объектам стандартизации:
  • III. По механизму использования:
  • Раздел IV (ст. 20-28) - деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
  • 1) Внешние:
  • 1) Использование пропускной способности стационара:
  • 2) Средняя длительность работы койки в год:
  • 1 Стоимость одного койко-дня:
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 1) Административные
  • 1. Пример задачи на расчет экстенсивных и интенсивных показателей.
  • 9. Примеры оформления листка нетрудоспособности
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.

    Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

    В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

    Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

    Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

    К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

    для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

    Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Аттестационный лист

    3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

    Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

    Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

    Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.

    Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

    Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

    Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

    Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

    Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

    Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

    3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования

    4. Копии ранее выданных сертификатов

    5. Копия трудовой книжки

    Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

    К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

    1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

    2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.

      Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.

    "