Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Особенности становления творческого коллектива. Создание творческого коллектива

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психологические аспекты управления коллективом, особенности работников творческих профессий. Специфика организации деятельности участников творческого процесса в рекламном агентстве. Методы, условия управления творческим коллективом и талантливыми людьми.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2017

    Понятие и признаки коллектива, его виды. Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО "Икмэк". Оценка состава и структуры промышленно-производственного персонала. Повышение эффективности управления трудовым коллективом фирмы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Исследование направлений деятельности ООО "Ранн Билдинг". Характеристика менеджмента предприятия и его инновационной деятельности. Виды и организация планирования. Информационное управление. Анализ системы управления коллективом в ООО "Ранн Билдинг".

    отчет по практике , добавлен 02.09.2010

    Эффективные способы взаимодействия с сотрудниками. Особенности управления женским коллективом, коллективом молодых сотрудников и сотрудниками пенсионного и предпенсионного возраста. Методы решения проблем и наиболее эффективное использование персонала.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие и социально-психологические характеристики "управленческой деятельности". Функции управления: целеполагание, планирование, стимулирования, организация, контроль. Способности руководителя к управлению коллективом и собственной жизнедеятельностью.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Психология творческой личности. Творческое мышление и творческая деятельность. Взаимодействие людей творчества. Формирование творческого коллектива. Аспекты деятельности коллектива. Анализ работы коллектива. Принципы работы руководителя в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Сущность управленческой культуры современного руководителя, основные элементы культуры управленческого труда. Стили управления трудовым коллективом, профессиональные и социально-психологические качества руководителя. Анализ понятия управления конфликтом.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

Специфика творческих (исполнительских) коллективов (групп)

Нехорошков Сергей Борисович,

кандидат экономических наук.

Кафедра налогообложения и учёта РАНХ и ГС,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сибирский институт.

Бибикова Анна Валерьевна,

аспирант кафедры театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Specification of the Creative (performancing) Group

S. B. Nechorocskov, A. V. Bibikova.

Данная работа раскрывает отличие коллектива творческого (исполнительского) от иных видов коллективов. Выделены признаки этих отличий:

Творчество каждого члена коллектива, есть условие творчества всего коллектива;

Двойственность (дуализм) творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует конформность;

Лидер творческого коллектива совмещает функции лидера формального и неформального.

Специфика коллективов такого рода заключается в следующем:

Творческий коллектив завершает своим творчеством кем-то и когда-то, начатый творческий процесс;

Творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого;

Участник творческого коллектива проявляет своё творческое начало, поскольку реализуется общий творческий замысел.

Ключевые слова: коллектив, творчество, лидер, двойственность, функция, интерпретация, реализация.

The present work chows the difference of creative (performancing) group. Several differences are as follows:

Creation of every group member is the condition of the whole group;

Dualism of the creative lies in the fact that the creation requires individualism while the group is cultivating the conformity;

The creative group leader combines both the formal leader functions and the informal ones.

The specification of such group is as follows:

The creative group completes the starting creative process by somebody‛s creation;

The creative group makes, its own interpretation of the performance;

The participant of creative group shows his creative start as the whole creative idea is realized.

Keywords: group, creation, leader, dualism, functions, interpretation, realization.

Существование «исполнительских коллективов» эмпирически зафиксировано со времён древнейших в Советском Союзе и, дальнейшем, - в России. Исполнительские коллективы, оставаясь таковыми, получили общее наименование – «творческих». Иногда их ещё называют по принадлежности к тому или иному виду искусства: они ещё «симфонические», «камерные», «оперные», «балетные», «театральные». Т.е. один и тот же коллектив может одновременно называться – симфоническим, творческим и исполнительским. Творчество, субстанция неуловимая и измерению не поддаётся. И сказать, что вот этот коллектив «творческий», а этот «не творческий», не всегда представляется возможным. Е.П. Ильин в своей монографии «Психология творчества» специально отмечает данное обстоятельство: «в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов» . Но, тем не менее, предполагается, что все исполнительские коллективы творческие или, по крайней мере, пытаются решать творческие задачи. И по факту: творческий коллектив - это люди творческих профессий, собранные для решения творческих задач. Но проблема степени «творческости» остается, и она определяется опытным путём профессионалами и, в меньшей степени, знатоками. Причём, «творческость» есть прерогатива всего творческого коллектива и вклад каждого участника в полученный творческий результат сложно оценить. Он может быть минимален, но без него в принципе не будет получен ожидаемый эффект.

Хотя, конечно, нельзя не отметить может быть даже и существенных наблюдений на пути изучения специфики «исполнительского искусства». По мнению М.С. Кагана, исполнительство является: «полноценным видом художественного творчества наряду с деятельностью композитора, дирижёра» . Специфическим признаком исполнительности является наличие художественной интерпретации и поэтому Е.Г. Гуренко, полагает, что исполнительство есть: «вторичное, относительно самостоятельное творчество, заключающееся в процессе конкретизации первичной художественной деятельности» . Сами творческие коллективы, не зависимо от «вторичности» (с точки зрения Е.Г. Гуренко), обладают рядом лишь им присущих особенностей. Самая значительная из них, когда «процессы, происходящие внутри коллектива, характеризуются борьбой двух тенденций. Одна направлена на достижение максимума внутренней спаянности коллектива как определённой социальной группы, требующей от своих членов … конформизма, а вторая, постулируя творчество, требует для личности максимальной свободы и по своей природе противостоит конформизму». Творческим коллективом можно считать такой коллектив, который «вырабатывает новые решения (в своей области) и восприимчив к новым идеям … имеет стимулы для творчества». Но под такое определение подпадает практически любой коллектив, поскольку, даже самая стандартная задача при изменении условий может потребовать нетривиального, следовательно, творческого решения. Коллектив, состоящий из людей творческих (по определению), может при отсутствии соответствующих условий не выполнить положенных ему творческих задач. Г.Л. Ержемский в своей работе «Психология дирижирования» определил для музыкального коллектива «не творческое» как: «слепое следование стандартным исполнительским эталонам (которое) превращает интерпретационную деятельность дирижёра в ремесленно-репродуктивную» . Но так же, вероятно, можно охарактеризовать и творчество музыканта. Если он способен лишь «воспроизводить», то он не «творец», а ремесленник. Но тот же автор, опытный профессионал-дирижёр, утверждает: «Творческий коллектив возникает в результате выработки единой системы художественно-целостной ориентации, принятой и осуществляемой в процессе своей деятельности» [Там же. С.47]. И лишь при исполнении соответствующих фрагментов, «функции творческих лидеров ложатся на солирующих музыкантов» [Там же. С.48]. Но каким образом исполнитель, не солист, способен проявить «творческость»? Он, как профессионал, обязан поддерживать стандарты, выработанные «всей системой» и лишь тогда быть частью единого целого. Как подчеркнул Шарль Мюнш: «Повсюду меня восхищали воодушевлённые и высокие идеалы лучших оркестров … музыканты всегда знают, что они – всего лишь клетки большого организма» [Цит. По 6, с.49].

Индивидуальную составляющую именно творческого акта в исполнении всего коллектива непросто выделить и описать. Чаще определяется негативный аспект «не творчества». Как то: ошибки, несогласованность с действиям и настроениями творческого коллектива заметны гораздо более, чем, предположим, ровная и, никак не выделяющаяся, игра музыканта.

Каковы отличия, и существуют ли они в структуре, организации, управления творческого коллектива от иных видов коллектива? Творческий коллектив (группа, в ряде случаев эти понятия синонимичны) существует как коллектив (группа) и имеет неоднозначную структуру. Участники, члены коллектива воплощают одновременно две функции: профессиональную - «творец» и социальную - «гражданин». И если права и обязанности первого не строго определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами государства и открыт действию неформальных законов группы. Сложилось исторически, что коллектив творческий управляется именно человеком, ответственным за творческую реализацию функций данного коллектива. А как коллектив «вообще», он управляется подобно коллективу, для которого при выполнении им своих функций творчество не учитывается. И подвергается всем процедурам, принятым в данном социуме по отношению к любому коллективу. И лидеру творческого коллектива, исходя из его особенностей, невозможно строго поделить функции лидера и управленца, именно по причине врождённого дуализма любого творческого коллектива.

Существующая двойственность не мешает исследованию творческих коллективов методами социальной психологии, - науки, изучающей поведение групп и человека (индивида) в группах, не зависимо от степени оценки их «творческости».

Группы подразделяются на малые, средние и большие. Таковыми они считаются «по величине общностей». Понятию «группы», классификации групп, их изучению посвящено немалое количество исследований, в том числе и отечественных учёных. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1980. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.,1990. Алексеев В.А. Творчество музыканта-исполнителя. - М.: Музыка.1991. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1995. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. – М. 1983. Коломинский А.Л. Психология общения. – М., 1984. Крысько В.Г. Социальная психология. М., - 2004. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. – М.,1995. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб. 1999. Психологическая теория коллектива. – М., 1979. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. – М., 1998.

Малой группой в социологии считается группа от 3 до 50 человек, объединённая «совместной целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время». Но эта верхняя граница может быть и большей, поскольку она определяется качественными характеристиками: «контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими её представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и взаимодействием». Малые группы включают в себя множество исследуемых признаков, важнейшие из которых есть:

«Условные группы – группы, объединённые по одному из формальных признаков (возраст, пол) и т.д.

Реальные группы – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы – группы, имеющие официально заданную структуру.

Неформальные группы – группы, на основе личных предпочтений.

Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальной стадии своего развития.

Высокоразвитые группы – группы, имеющие историю, объединённые единством целей, общих интересов, плотной сетью взаимоотношений, сплочённостью и т.д.».

Наивысшая стадия развития группы – коллектив. Он, как правило, включает в себя не одну группу: как формальную, так и не формальную, но не является лишь механической суммой групп. И является, следовательно, новым качеством человеческих объединений. Коллектив характеризует: высокая сплочённость; наличие контактной группы, высокое интегративное единство, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность». По концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующаяся качественными различиями в степени выраженности параметров: «направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, волевая коммуникативность. Целостными характеристиками выступают также сплочённость, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы проходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив» .

Всестороннее изучение творческого коллектива предполагает понимание специфики его структуры, так же как и специфики взаимодействия индивида внутри его формальных и неформальных структур.. Все совокупности связей, складывающиеся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами, определяются «характером распределения функций между членами коллектива». Но согласно исследованиям Э. Мэйо на них же не в меньшей степени влияют структуры формальных и неформальных связей. Поскольку «неформальная структура группы – это реально складывающиеся в коллективе структура связей, коммуникаций и влияния».

«Структура – это воплощение формы, в то время, как процесс, воплощение функции». Знание структуры творческого коллектива и понимание его функционирования необходимы в реализации его творческого потенциала. Конечно, знание это не предскажет полностью поведение коллектива в тех или иных случаях. Но предугадать направление его поможет.

Творческие (исполнительские) коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии. Коллектив подобного рода состоит из подгрупп, определяемых исполнением (инструментально). В оркестре существуют группы, необходимые для функционирования его, именно, как оркестра. Струнные, духовые и т.д. В драматических, оперных, балетных коллективах существуют присущие лишь им функционально необходимые группы. Творческие коллективы, структурно состоящие из формальных или неформальных групп, изучаются средствами социологии и социальной психологии. Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

Явления коммуникации и взаимодействия в парах;

Взаимодействия внутри малых (до 20 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

Исполнитель, в ряде случаев (если он не солист), лишь в коллективе может осуществлять свою деятельность. Для социологии индивид – человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т.д. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. «Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т.е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой – изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. изучением феномена лидерства».

Отношения в творческих коллективах вполне совпадают со структурой иных (не обязательно творческих) коллективов и, следовательно, возможно предположить, что отношения и сами закономерности развития этих отношений совпадают. В ходе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Такого рода феномены встречаются как в формальных, так и в неформальных группах. Нормы могут быть стандартными для коллективов одного типа и существовать исключительно в данном коллективе. Нормы составляют определённые правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива). В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы). Он может подчиняться или не подчиняться этим нормам. А это означает, что внутри групп также существуют явления конформизма и нонконформизма. «Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы».

Наличие специфики творческого (исполнительского) коллектива подтверждается не только его заметным отличием от остальных, существующих в социуме, коллективов; оно в дуализме, противоречивой двойственности самых его основ. Как, собственно, «коллектив», он подвержен всем законам (формальным и не формальным), существующих в объединениях такого рода. Но как творческий, он зависит в значительной степени от творчества тех, кто так или иначе, участвуют в исполнении, реализации творческого замысла. И одновременно исполнители должны максимально реализовать свой творческий потенциал. Если воспользоваться термином А. Маслоу, «самоактуализироваться». А для этого требуется от каждого выдерживать максимальное творческое напряжение. И при этом не разрушить свод коллективного исполнения.

Лидер коллектива должен понимать и учитывать в своей работе эти две противоположные составляющие единого целого.

Таким образом, специфика «творческого (исполнительского) коллектива» заключается в следующем:

1. Творческий (исполнительский) коллектив всегда замыкает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс, независимо от времени и имени начинателя.

2. Творческий (исполнительский) коллектив всегда создаёт собственную интерпретацию исполняемого.

3. Лидер творческого (исполнительского) коллектива обязан совмещать лидерство формальное и неформальное.

4. Каждый участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким единственным образом проявляет своё индивидуальное творческое начало.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности одарённости. СПб. Питер.2009. – 304с.

2. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. – Л.: Искусство.1970. – 348 с.

3. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Философский анализ. – Новосибирск.: Наука, 1982. – 441с.

4. Матейко, А. Условия творческого труда. М.:1970. – 300с.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб. Питер. 2009.- 304с.

6. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М.: Музыка. 1988. - 264с.

7. Там же. С.47

8. Там же. С.48

9. Там же. С.49

10. Современная психология. РАН. ИП РАН. Под ред. Дружинина В.Н. М.: Инфра. М. –624 с.

11. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004. - 508с.

13. Крысько В.Г. - 508с.

14. Современная психология. - 624с.

15. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980, - 160 с.

16. Крысько В.Г. – 508с.

17. Современная психология. - 624с.

18. Там же.

19. Ицхак Калдерон Адизес, Идеальный руководитель. М.: Альпина. 2011. - 428с.

20. Современная психология. - 624с.

Важно помнить, что хороший организатор - это не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо ра­ботают подчиненные. Задача руководителя состоит в том, чтобы умен, находить людей, способных выполнять опре­деленную работу, и уметь проверять их работу.

По мере того как организации и задачи становятся сложнее, руководителям приходится прикладывать все больше усилий для достижения результатов и повышения эффективности работы своих коллективов. Для достиже­ния высоких показателей в работе коллектива современ­ный руководитель нуждается в эффективных организатор­ских навыках, среди которых в специальной литературе выделяют четыре группы:

¨ способности по формированию коллективов;

¨ исполнение роли лидера коллектива;

¨ умение повышать уровень развития коллектива;

¨ способности к преодолению трудностей, препятст­вующих эффективной работе коллектива.

Эффективное руководство предполагает, что люди со­вместно координируют ресурсы, определяют задачи, вы­двигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть огромные новые возможности, коллективный подход - решать про­блемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются воз­можности для появления стрессовых ситуаций.

Организация эффективно работающего коллектива - сложный и трудоемкий процесс. Коллектив живет собст­венной деловой и эмоциональной жизнью. Его нельзя соз­дать без усилий, целеустремленности и доверия. Органи­зующая роль руководителя проявляется, прежде всего, в функциях координации. На основе стоящих перед органи­зацией целей и задач он призван обеспечить согласован­ные и целенаправленные действия подчиненного ему пер­сонала.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Рас­становка кадров должна помогать раскрытию личных спо­собностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руко­водителю, его умению учитывать индивидуальные способно­сти, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к лю­дям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зави­сит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.


На эффективность деятельности большое влияние ока­зывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений меж­ду людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психоло­гическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств. Различают два вида психологической совместимости:

¨ психофизиологическую, которая подразумевает сход­ство в направленности психофизиологических реак­ций, синхронизацию темпа психической деятельности людей;

¨ социально-психологическую, которая является следст­вием оптимального сочетания типов поведения челове­ка и основывается на интересах, потребностях, ценно­стных ориентациях и т.д.

Различные виды управленческой деятельности связа­ны с различной психофизиологической и социально-психо­логической совместимостью.

Роль руководителя в организации коллектива во мно­гом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследова­ния показали, что руководителю зачастую мешает - эффек­тивно выполнять свои функции неспособность сотрудни­чать с людьми.

При создании коллектива нужно начинать с постанов­ки ясных целей. В развитии коллектива в целом и отдель­ных работников важное значение имеют как краткосроч­ные, так и долгосрочные перспективы. Постановка перед коллективом задач, требующих активной работы всех чле­нов и связанных с профессиональным ростом, создает бла­гоприятный климат, сплачивает коллектив, дает возмож­ность раскрывать по-новому его потенциал.

Руководитель должен быть в курсе потребностей сво­их работников и иметь четкую программу создания кол­лектива, а также последовательности прохождения этапов развития. При этом важно, чтобы были известны способ­ности каждого человека и возможности их использования; организационное строение группы соответствовало вы­полняемой задаче; развита самодисциплина. Нужно, чтобы каждый работник представлял себе цели совместной дея­тельности.

По мере развития коллективы проходят определенный ряд последовательных этапов.

На первом этапе происходит притирка людей, они присматриваются друг к другу, определяя свое место в коллективе. Творческая коллективная работа практически отсутствует, а взаимодействие происходит формальным образом. Поэтому на первом этапе организаторская роль руководителя состоит в сплочении персонала организации.

На втором этапе в ходе конкурентной борьбы за ли­дерство возникают разного рода группировки, разногла­сия, проявляются сильные и слабые стороны людей. Кол­лектив ищет пути для достижения согласия и улучшения взаимоотношений. Роль руководителя в данной ситуации состоит в создании условий для скорейшего преодоления конфликтов, в управлении этими процессами.

Третий этап - экспериментирование - характерен по­иском новых методов работы. На этом этапе проявляется тенденция к экспериментированию, возрастает потенциал коллектива. Задача руководителя состоит в том, чтобы позволить реализовать накопленную энергию, способности и ресурсы людей в реальное повышение производительно­сти труда.

На четвертом этапе - роста эффективности - в зависи­мости от конкретных задач управленческие функции пере­ходят от одного работника к другому. Накопленный опыт успешного решения проблем и использования ресурсов позволяет максимально эффективно осуществлять работу. Возникающие проблемы рассматриваются реалистически, а решение осуществляется творчески.

Последний, пятый этап - зрелости - характерен тем, что коллектив демонстрирует значительные стабильные результаты работы и устанавливает высокие стандарты поведения. В коллективе формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, отноше­ния складываются в основном неформально, межличност­ные разногласия быстро устраняются.

Основная задача руководителя - помочь своим работ­никам успешно пройти все стадии развития на пути к зре­лости, полностью раскрыть свой потенциал, расширить границы полномочий в процессе выполнения людьми сво­их обязанностей.

Проведенный специалистами анализ эффективности работы организаций позволил выявить некоторые ограни­чения, которые чаще всего препятствуют эффективной работе коллектива

Непригодность руководителя. Руководитель либо не способен по своим личным качествам, либо не желает ис­пользовать коллективный подход, сплотить сотрудников, настроить их на эффективные методы работы.

Неквалифицированные сотрудники. Это связано с несбалансированностью функций работников, отсутствием сочетания профессиональных и человеческих качеств. Для эффективного функционирования группы предлагается следующее распределение ролей: "поставщики идей", "аналитики", "направляющие", "планирующие", выполняющие роль "сдерживающего фактора" и несколько ис­полнителей. В зависимости от специфики коллектива оп­ределяется комбинация ролей. При этом допускается со­вмещение одним сотрудником нескольких из перечислен­ных ролей.

Неконструктивный климат. Наличие людей с раз­личными ценностными установками и жизненными пла­нами. Отсутствие преданности задачам коллектива и высо­кой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благосостоянии отдельных членов группы.

Нечеткость целей. Отсутствие ясного видения целей приводит к недостаточному согласованию личных и кол­лективных целей, неспособности руководителей и членов коллектива к компромиссу. Как следствие, необходимо периодически корректировать поставленные цели, чтобы работники не теряли представления о перспективах своей деятельности и ожидаемых результатах.

Низкие результаты работы. Если при положитель­ном климате и эффективном руководстве не удается полу­чить результаты, отвечающие потребностям организации, то такой коллектив не оправдывает своего существования. Повышение результативности работы группы способству­ет высокой самооценке членов коллектива и росту личных профессиональных качеств, позволяет человеку почувст­вовать свою ценность.

Неэффективность методов работы. Методы работы должны обеспечивать эффективный процесс принятия решений в коллективе. Поэтому большое значение имеют правильная организация сбора и представления информа­ции, взаимосвязи внутри и вне коллектива, эффективность распоряжения ресурсами, принятие правильных и своевременных решений.

Нехватка открытости и наличие конфронтации. Свободная критика, обсуждение слабых и сильных сторон проделанной работы, существующих разногласий не должны нарушать делового этикета и вызывать конфрон­тацию. Ночи тинное соперничество продуктивно, однако существует реальная опасность перерастания его в конфликт. При этом если позитивный конфликт может при­вести к ослаблению напряженности, открытости, улучше­нию отношений и росту доверия, то негативный конфликт создаст атмосферу недоверия и враждебности. Необходима особая подготовка, как персонала, так и руководителя.

Недостаточный профессионализм и культура со­трудников. Каждый руководитель желает иметь в коллек­тиве сильных сотрудников, с высоким уровнем индивиду­альных способностей. Среди основных характеристик со­трудника выделяют его способность управлять своими эмоциями, быть готовым ясно излагать свое мнение, изме­нять свою точку зрения под воздействием аргументов и т.д.

Низкие творческие способности персонала. Непре­менным условием развития организации являются наличие творческих способностей у работников и возможности реализовать их творческий потенциал, умение выделить и поддержать интересные предложения и идеи, наличие воз­можности использовать жизненные силы и энтузиазм лю­дей.

Коллектив (от лат. collectifious -- собирательный) -- группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Виды творческих коллективов

Творческие работники в широком смысле встречаются не только на сцене театра, музыкальных группах или индустрии создания кинофильмов. Креативные сотрудники присутствуют во всех сферах бизнеса, именно они -- главные разработчики и двигатели новых идей. Однако результат их работы принадлежит не только компании. Так, если человек создает знание, то оно только частично принадлежит компании, а в полном объеме остается в собственности создателя. В этом кроются основные риски в работе с творческим коллективом: если руководителю не удается удерживать творческих людей, бизнес могут ожидать серьезные проблемы.

В данной работе мы рассмотрели коллективы непосредственно занятые творческой деятельностью.

Специфика творческого коллектива заключается в следующем:

1. Творческий, исполнительский коллектив продолжает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс;

2. Творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого произведения;

3. Лидер коллектива совмещает лидерство формальное и неформальное;

4. Любой участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким способом проявляет своё индивидуальное творческое начало.

Чтобы получить максимум выгоды от созидательного потенциала творческой команды, руководителю коллектива полезно знать особенности работы креативных сотрудников и понимать, как сбалансировать риски и получаемую пользу.

Е.П. Ильин в своей монографии "Психология творчества" отмечает: "в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов". Исполнительские коллективы - творческие, они пытаются решать творческие задачи. Творческая группа состоит из людей творческих профессий, собранных для решения творческих задач.

Основная классификация разделяет творческие группы по типу организации, по сфере деятельности (видам искусства), по целям деятельности коллектива.

Виды творческих коллективов по типу организации:

· Государственные - это группы работников, занимающихся творческой деятельностью в государственной бюджетной структуре (например, Государственный Академический Русский хор, Виртуозы Москвы, театр "Практика" и др.)

Бюджетные средства выделяются на следующие цели:

1) оплату труда работников (специалистов творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала);

2) материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

3) оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

4) другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

· Частные - это творческие коллективы, действующие на предприятии культуры и искусства, учрежденном частным физическим или юридическим лицом (например, антрепризные театры, частные картинные галереи и т.д.).

По целям деятельности коллективы делятся на виды:

· Коммерческие - деятельность таких коллективов в максимальной степени направлена на получение прибыли;

· Благотворительные - некоммерческая деятельность с целью поддержки нуждающихся на основе добровольности и свободы выбора ее целей (малоимущих, детей с серьезными заболеваниями, акции в защиту животных и т.д.);

· Общественно-просветительские - деятельность, целью которой является повышение общественного социально-культурного уровня населения.

По сфере деятельности различаются следующие коллективы:

· музыкальные - музыка, пение, хор;

· хореографические - хореография, балет;

· литературные - поэзия, проза;

· труппа - театр, опера, эстрада, цирк;

· съемочная группа - кинематограф, фотоискусство;

· художественные - живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др.

Музыкальный коллектив -- коллектив людей, объединённых общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры и др.).

В различных музыкальных жанрах и направлениях существуют разные формы классификации коллективов по численности и по характеру.

Коллектив из двух участников называется дуэтом, из трёх -- трио, из четырёх -- квартетом, из пяти -- квинтетом, из шести -- секстетом, из семи -- септетом, из восьми -- октетом, а из большего количества участников -- ансамблем или оркестром.

Хореографический коллектив - это объединение людей, основанное на идейной, этической и художественно-творческой общности, осуществляющее свою деятельность посредством танца. В соответствии с жанром исполнения хореографические коллективы бывают народного, классического, эстрадного, бального танца, балет и др.

Труппа -- постоянно действующая творческая группа актёров, певцов, музыкантов. В России слово "труппа" обычно обозначает творческий коллектив определённого театра или цирка. Тип театра определяет характер труппы, они бывают драматические, оперные, балетные, опереточные. Во многих странах типичная организация театра не предполагает создания постоянной труппы (актёры нанимаются на конкретные спектакли), в таких странах театр с постоянной труппой называется "репертуарным". В России и странах Восточной Европы большинство театров имеют постоянную труппу, набор спектаклей и помещение, поэтому уточнение обычно не применяется.

Съёмочная группа -- временный производственно-творческий коллектив, непосредственно работающий над созданием фильма, телепередачи, сериала. Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе, называемом съёмочной группой. От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Полнометражные художественные фильмы снимаются группой, которая может включать несколько десятков и даже сотен сотрудников, в зависимости от масштаба и сложности. На протяжении различных этапов создания фильма состав съёмочной группы меняется в зависимости от сложности задач.

Основной творческий коллектив съемочной группы:

· режиссёр-постановщик -- ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке;

· оператор-постановщик (главный оператор) -- разрабатывает изобразительное решение фильма и руководит операторской группой;

· художник-постановщик -- отвечает за изобразительно-декорационное решение и оформление фильма;

· композитор -- пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма;

· звукорежиссёр -- курирует все этапы изготовления фонограммы, формирует концепцию звука и создаёт художественные звуковые образы.

Администрация организации кинематографии - руководитель, заместители руководителя, члены правления, главный редактор, главный инженер, главный бухгалтер.

Итак, исследование видов коллективов показало, что творческие коллективы можно разделить на группы по типу организации, по сфере деятельности (сфере искусства), а также по целям деятельности, можно сделать вывод, что вне зависимости от видов коллективов, суть у них одна - это создание культурных ценностей и их интерпретация.